Проживающие в Кохтла-Ярве мужчина и женщина, которые летом этого года удочерили девочку из детского дома, готовы обратиться в международный суд с тем, чтобы защитить право своей дочери на эстонский паспорт и эстонское гражданство, пишет газета "Постимеэс".

Йыхвиское бюро ДГМ почему-то не признало свидетельство о рождении выданное Департаментом актов гражданского состояния, в котором, со ссылкой на решение суда, в качестве родителей девочки была записана супружеская пара граждан Эстонии.

"В связи с тем, что у биологической матери девочки на момент рождения ребенка не было эстонского гражданства, девочка не имеет право на получение гражданства по рождению", — обосновали чиновники ДГМ причину, почему ребенок не может получить синий паспорт и почему для этого он должен начать процесс натурализации.

"Из-за отсутствия паспорта этим летом я не смог дочь никуда вывезти, чтобы показать ей мир и сменить среду обитания, как нам посоветовал психолог", — сказал отец.

До отрицательного решения чиновников ДГМ новые родители были уверены, что после удочерения именно они являются родителями девочки и в ее прошлом никто больше не станет копаться.

Действия ДГМ резко критикует главный специалист по защите детей Ида-Вируской уездной управы Тийна Каллавус, по словам которой после вынесения решения об удочерении ни одно из госучреждений не имеет права выведовать, кем являются биологические родители ребенка.

Заместитель генерального директора ДГМ Эне Ребане констатировала, что закон о гражданстве действительно исключает возможность выдачи эстонского паспорта приемному ребенку, биологические родители которого не являлись гражданами Эстонии.

"Все зависит от того, сколько мы знаем: если факт усыновления нам неизвестен, то мы смотрим свидетельство о рождении, паспорта родителей и выдаем синий паспорт", — призналась Ребане.

Если же факт усыновления (удочерения) известен чиновникам, то закон вынуждает их выяснить гражданство биологических родителей и если те не обладают эстонским гражданством, то ребенок для начала должен получить вид на жительство, а затем начать многомесячный процесс натурализации (и это все должно произойти после длившегося по меньшей мере год процесса получения родительских прав).

Именно прозрачность жизни маленького города и стала роковым для удочерившей девочку супружеской пары из Кохтла-Ярве.

"По-моему, было бы разумнее считать ребенка гражданином Эстонии со дня его усыновления, — поддерживает Ребане идею изменения закона. — Это не будет угрожать безопасности Эстонского государства".

Член парламента Март Нутть (Союз отечества) придерживается противоположной точки зрения. "Закон должен исключить возможность двойного гражданства, — подчеркнул он. — Какое-то другое государство ведь может счесть эту девочку своей гражданкой".

В то же время Эстония поощряет приобретение двойного гражданства зарубежными эстонцами и жителями Печерского района Псковской области России. У многих их последних имеется и российский и эстонский паспорта.

Министр по народонаселению Катрин Сакс сказала, что кохтла-ярвеская история потрясла ее. "Абсурд! В наших интересах, чтобы граждане Эстонии воспитывали граждан Эстонии и родившиеся в Эстонии дети становились бы гражданами Эстонии", — сказала Сакс.

В Конвенции о правах детей записано, что законодетельные и исполнительные органы должны в различных касающихся детей предприятиях на первое место ставить интересы ребенка.

Министр Сакс обещала поговорить с юристами и руководством ДГМ о случившемся с тем, чтобы найти решение проблеме семьи из Кохтла-Ярве. "Если единственным решением будет изменение закона, то это следует сделать, поскольку мы имеем дело с одним из самых трудноизменяемых законов Эстонии", — вздыхает министр.

По оценке консультировавших газету "Постимеэс" экспертов по политике в области гражданства, в закон о гражданстве следует внести пункт о том, что ребенок усыновленный гражданином Эстонии признается в судебном порядке получившим право на получение гражданства по рождению. Подобным образом закон решает сейчас вопрос о "найденышах".

Поделиться
Комментарии