Как обстоят дела со стеклобетонными "блюдами" в Таллинне? Не вносят ли диссонанс в привычный облик столицы новые высотные дома? Гармонирует ли историческая часть города с ультрасовременным центром? В безумной гонке за деловыми и жилыми площадями общество запуталось в этих немаловажных вопросах. Газетные статьи сводятся к всеотрицающей критике. Застройщики любыми ухищрениями получают разрешения на строительство в выгодных для них зонах. Кредитный бум и спекуляции маклеров девальвировали в глазах обывателей значимость комфорта: удобно, когда успел купить, что предлагают. Со стороны вид открывается шире, поэтому встреча с московским архитектором, дизайнером и преподавателем в престижном вузе сулила много интересного.


Не делайте из Сити винегрет!

"Такой маленький город должен внимательно относиться к высотным домам,- говорит российский архитектор с эстонскими корнями. — Не надо из Сити делать винегрет!"

Густав Пялль регулярно приезжает в Таллинн к родственникам и следит за происходящими изменениями с профессиональным интересом. Именно он сравнил задачи архитектора с задачами первоклассного официанта. К дальнейшему развитию города бывший его житель относится со сдержанным оптимизмом. В целом Густав доволен преобразованиями, однако опасается, что архитекторы могут увлечься и на долгие годы обезобразить лицо Таллинна.

Наш собеседник не представляет себе город через 10-20 лет, однако некоторые замечания по планировке накопились. Например, Сити, то есть центр, должен быть компактным и собранным. Поскольку Таллинн выгоднее всего смотрится со стороны моря, то ни в коем случае нельзя менять силуэт прибрежной зоны. Вносить следует лишь косметические изменения. Не место Ратуше в районе Адмиралтейского бассейна.

"К самой идее отношусь положительно, однако эта постройка может стать "точкой роста", зоной, в которой возникнет чрезмерное количество застройки", — таково отношение профессионала к одному из возможных проектов эстонских градостроителей.

Густав Пялль родился в Таллинне, поэтому ему не безразлична судьба города. Окончив 19-ю среднюю школу, состоявшийся абитуриент поступил в Московский Архитектурный Институт на факультет градостроительства. Он не проработал на родине и дня, зато были объекты во многих бывших союзных республиках. В том числе реконструктивные работы в Иркутске и восстановительные работы в Армении. Один лишь список городов в резюме занимает три строчки.

Густав регулярно приезжает в родной город и всегда открывает для себя что-то новое. "Стараюсь найти всяческий повод, — заверяет нас интересный собеседник. — На днях были с племянником в Художественном музее, я сделал более ста снимков. KUMU делает честь вашему архитектурному сообществу. Блестящий объект на европейском уровне. Как центр современного искусства в Кёльне или центр дизайна и архитектуры в Маастрихте. Хочется приехать летом, чтобы посмотреть, как будет организовано внутренне пространство для выставок".

Зимой же преподаватель МАРХИ планирует привезти в Таллинн своих студентов, чтобы показать сохранившуюся средневековую планировку.


Старый город в окружении новизны

Мы не планировали заранее маршрут. Идем по вымощенным улочкам Старого города и обсуждаем кандидатуру Таллинна на титул Культурной столицы Европы 2011 года. Густав замечает, что город, участвуя в соревновании за столь почетное звание, не должен проводить двусмысленных и опасных реконструктивных работ, лучше не внедрятся в деликатные зоны центра без консультации с европейскими коллегами. Старому Городу стоит уделить особое внимание. Ведь это большая удача, что историческая часть города сохранилась.

"Я бы регенерировал застройку на месте развалин на улице Харью. Все церкви исторической части должна плотно окружать застройка — это принцип всех средневековых городов Европы. Поэтому должна быть застроена зона, на которой и раньше находились постройки, — говорит наш гость, обводя восхищенным взглядом постройки многовековой давности. — К этому ваша общественность еще вернется".

К постройкам, которые окружают средневековый город, замечаний у москвича нет. Современная архитектура, выдержаны фронт застройки и этажность. Новые и реновированые постройки в самом Старом Городе тоже не за что ругать — они на своих местах. Вот перед нами De la Gardie. Талантливо сделанный, уважающий городскую среду объект. Фасад раздроблен и выполнен из разных материалов. Постройка словно состоит из зданий разных эпох. Сохранившиеся здания тоже сделаны в разном стиле, построены в разные века. Но никому не приходит в голову ругать их.


В целом обстановка хорошая

Густав рад тому, что примыкающие к Старому Городу строения органично разговаривают с историческим центром. Хорошую услугу оказывают строящиеся близнецы. Стройные башни выправляют силуэт города и делают акцент в сторону исторической части. По мнению архитектора, новостройки удачно вписываются в силуэт Таллинна.

Многоэтажные здания стоят правильно. Исключение составляет гостиница Виру, которая слишком близко подошла к историческому центру, прилипает. Нарушена система визуальных связей, и не учтены коридоры видимости. "Будь я волшебником, я бы снес эту гостиницу, — шутит наш собеседник. — Более того, меня напугали информацией, что хотят делать младшего близнеца гостиницы. Я считаю это абсолютно недопустимым".

Семейству "Виру" крепко досталось. Архитектору, который ко всему прочему является членом Международного Союза Дизайнеров, не доставляет радости и фасад Viru Keskus. Несмотря на грамотное вертикальное зонирование, подземный терминал и надземную парковку.

"Почему и обидно, — сетует Густав. — Функциональная задача выполнена, здание удобное. Но внешне… Такое ощущение, будто у проектировщика опустились руки. Не надо быть седым архитектором, чтобы понять, что получилась ерунда". Россиянин предполагает, что у многих его здешних коллег возникало желание переделать фасад. Например, надеть маску. Есть такое понятие в архитектуре. Маску можно надеть на любой фасад, в том числе и на стены злополучного торгового центра.

Со стороны центр города выглядит современно. Безусловно, есть другие недочеты, но они не бросаются в глаза, не расположены в ключевых местах.

"В целом обстановка хорошая. Однако когда находишься спиной к Viru Keskus и смотришь на улицу Гонсиори, возникает ощущение, что центр города перестал существовать и впереди улица провинциального городка. Пустые окна, невзрачные стены, Художественная академия из силикатного кирпича. Тоска смертная. Ощущение застоя", — печалится Г. Пялль.

Он полагает, что со временем Гонсиори получит на этом отрезке новое дыхание. Найдутся инвесторы, которые на месте разделительного зеленого островка поставят на двойных опорах платформу с нависающей консолью. Сделают торговые ряды вдоль улицы со стильной панелью. Получится как минимум двухэтажное здание.

"Главное — в самом центре. Это дорогущая земля, и ее так ловко можно использовать!" — восклицает Густав Пялль. В заключение беседы гость добавляет, что на алтарь жилищного строительства не следует кидать ценные вещи.

"Такие, как Горхолл. Здание относится к последним масштабным объектам советской Эстонии. Высокий, вытянутый холл стал в свое время коридором, позволившим центральной части города выйти к морю. Если сейчас такие объекты, как VIRU KESKUS, будут строиться на месте снесенных, кому они будут нужны? Иногда вместо того, чтобы сносить, легче сделать реновацию", — подмигнул на прощание человек, который хочет стать волшебником.

Поделиться
Комментарии