”15 июня экс-глава полиции безопасности Эстонии Райво Аэг дал интервью эстонской газете Eesti Pāevaleht, в котором заочно предъявил претензии к нашему движению, обвинив его в ”сохранении советской ментальности и рудимента”, — говорится в заявлении. — Под этим глава основной спецслужбы страны понимает якобы свойственную ”Миру без нацизма” ”советскую идеологию”, заключающуюся с его точки зрения в ”толковании истории, постоянных обвинениях в адрес Эстонии то в реабилитации нацизма, то в необеспечении прав русских, то в нерешении вопросов гражданства”. Примерно такие же оценки содержатся и в нескольких ежегодных отчетах полиции безопасности Эстонии, находящихся в открытом доступе.

В связи с этим Международное правозащитное движение ”Мир без нацизма” заявляет следующее:

1. В соответствии с Программой движения, размещенной на нашем сайте, мы преследуем две цели: мир без нацизма, ненависти и дискриминации и недопущение пересмотра итогов второй мировой войны. Других целей наша организация не имеет. Наши методы также не имеют ничего общего с ”советским рудиментом”. Мы проводим мониторинг радикального национализма и экстремизма, противодействие расизму и неонацизму в средствах массовой информации и коммуникации, прежде всего в сети интернет, а также доведение до сведения широкой мировой общественности фактов нарушения прав человека в области дискриминации на расовой, религиозной и иной почве. Нашим единственным оружием является гласность, которая является элементом любых демократических обществ.

2. Мы действительно выступаем против предвзятого толкования истории официальным Таллинном, но наша трактовка мало чем отличается от позиции стран антигитлеровской коалиции, основанной на решениях Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946), которые пока никто не отменял. Попытки современных эстонских властей навязать обществу единый, но однобокий взгляд на историю как раз и является рудиментом советского прошлого.

3. Мы действительно считаем, что в Эстонии происходит процесс реабилитации нацизма, что выражается не только в ежегодных днях легионеров 20 дивизии Ваффен СС, но и в финансировании Министерством обороны Эстонии целого ряда организаций ветеранов СС и их мероприятий, в награждении высшими государственными наградами членов этих организаций с формулировкой ”За службу в легионе СС”, в публичных попытках оправдать эсэсовцев, воевавших в составе гитлеровской армии.

4. Мы действительно считаем, что в Эстонии не обеспечиваются права русскоязычного населения.

5. Мы действительно критикуем Эстонию за массовое безгражданство. И дело здесь не в том, легко или сложно пройти процедуру натурализации, а в том, что ее предлагают пройти не иммигрантам, а людям, родившимся и живущим в Эстонии во втором, а то и в третьем поколениях. Дело также в том, что сама процедура в этом случае является унизительной, а произвольное отнесение неграждан к категории ”оккупантов”, а не жертв инкорпорации, поскольку никакой свободной миграции в сталинском СССР не было, является неприемлемой.

Особое отвращение вызывает практика преследования инакомыслящих, которая расцвела пышным цветом в период нахождения Райво Аэга на посту директора полиции безопасности Эстонии.

Уголовные дела по лживым обвинениям, ”информирование” бизнес-партнеров активистов борьбы за гражданские права о нежелательности деловых отношений с ними, прослушивание телефонных разговоров, слежка, выдавливание из страны лидеров протестного движения, попытки публично опорочить антифашистов путем размещения лживой информации в сети интернет и, наконец, закрытие границ Эстонии для активистов антинацистского движения из других европейских стран, что само по себе противоречит принципам свободы слова и открытости границ внутри ЕС, — все это нехитрый набор инструментов эстонской полиции безопасности во времена Аэга, призванный подавить инакомыслие в Эстонской Республике.

Кроме того, мы считаем, что заявления экс-главы эстонской полиции безопасности, а также порочащая наше движение информация, уже на протяжении нескольких лет публикуемая в ежегодниках этой организации, являются ничем иным как неприкрытым давлением спецслужб этой страны на гражданское общество как в Эстонии, так и за ее пределами”.

Борис Шпигель также отмечает: ”Ситуация, когда спецслужбы в своих публичных отчетах считают возможным навязывать обществу свое мнение относительно того, какую позицию должны занимать неправительственные организации по тем или иным вопросам, мы считаем рецидивом именно советского прошлого, рецидивом эпохи тоталитаризма и произвола спецслужб, не совместимым с принципами демократии и разделения властей, со статусом органов исполнительной власти и спецслужб, в частности.

Мы считаем, что все это, безусловно, является ”проявлением советской идеологии”, но не со стороны ”Мира без нацизма”, а со стороны властей сегодняшней независимой Эстонии, в руководстве которой весьма ощущается преобладание бывших активистов и лидеров Компартии Советского Союза, которые еще 25 лет назад активно боролись за идеалы коммунизма. Сам господин Аэг, выходец из эстонского комсомола и советских структур МВД, все эти годы стоял на страже националистических принципов построения эстонской государственности и несет за это полную ответственность.

В мире не так много стран, которые официально причисляют международные неправительственные организации к врагам государственной безопасности. Как правило, это тоталитарные и авторитарные режимы. К сожалению, в их рядах оказалась и Эстония, хотя эта страна считается образцом демократии. Эта опасная тенденция, поскольку она представляет угрозу гражданскому обществу в ЭР. Нежелание видеть это со стороны лидеров Евросоюза, а также со стороны руководства отдельных международных организаций означает фактическое согласие с этой практикой и опасность распространения ее на другие страны ЕС”.

Поделиться
Комментарии