Керсна считает несправедливой ситуацию, когда по достижению 18-летнего возраста правопреемный гражданин и его родители должны решать, от какого гражданства следует отказаться. Она привела в пример четырехлетнего сына своей двоюродной сестры Матео. Мальчик растет во франкоязычной среде, его мать — эстонка, а отец — наполовину француз и наполовину итальянец. При этом, как отмечает руководитель бюро премьер-министра, мальчик говорит с родственниками на эстонском, получает в подарок детские книги на эстонском и слушает только эстонские детские песни.

”Я уверена, что у моей двоюродной сестры хватит решительности вырастить из своих детей эстонцев, для которых будет важно иметь эстонский паспорт. Будучи уверенной в этом, я со страхом думаю о 2028 годе, когда Матео должен будет выбирать, с какой из родин он свяжет себя официально”, — посетовала она, подчеркнув, что она бы не хотела оказаться ”в шкуре” мальчика и его родителей.

”Таким образом государство демонстрирует свое отношение к эстонцам, живущим за пределами родины: если вы живете за границей — вы нам не важны”, — считает Керсна. Она отметила, что подобное положение дел противоречит Конституции ЭР, согласно которой правоопреемного гражданина нельзя лишать гражданства.

”Принуждение к отказу от эстонского гражданства ослабляет связи этих людей с родиной, — добавила Керсна, говоря о живущих за границей бипатридах. Также руководитель бюро главы правительства заявила, что действующая политика государства в сфере гражданства слишком строга и неэффективна. — За сегодняшней идеологией стоит определение лояльных и нелояльных жителей, что могло быть важно двадцать лет назад”.

Согласно данным Переписи населения, в Эстонии проживает около 50 000 смешанных пар, отметила она: ”Большинство — это пары граждан Эстонии и России, однако в 20% случаев эстонский подданный живет с гражданином другой страны”.

В заключении Керсна отметила, что двойное гражданство разрешено в США и в разных формах в 24 государствах Европейского союза. К примеру, в Бельгии, Финляндии, Франции, Венгрии, Италии, Люксембурге, Португалии, Швеции, Соединенном королевстве и некоторых других странах к бипатридам не предъявляют никаких требований, указала она.

Керсна также привела в пример Латвию: в соседнем государстве приняли поправки к закону о гражданстве, которые позволили правоопреемным гражданам быть подданными других государств (стран НАТО, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии). На людей, обладающих по рождению гражданством Латвии и России, эта норма не распространяется — по достижению 25-летнего возраста они должны выбирать, от какого из паспортов откажутся. ”Но в этом случае у латвийского правительства есть право делать исключения и разрешать двойное гражданство”, — рассказала она.

Керсна признала, что обсуждение формы двойного гражданства в Эстонии требует общественной дискуссии, однако она выразила надежду, что по достижению 18-летнего возраста у Матео будет ”конституционное право оставаться эстонцем не только в своем сердце, но и в качестве гражданина”.

Поделиться
Комментарии