Три года назад российский интернет буквально разрывало от новостей о новой жизни Людмилы Путиной: будто патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил ее в настоятельницы Спасо-Елизаровского (Спасо-Елеазаровского) женского монастыря, что в 28 км от Пскова, по дороге на Гдов.

В аппарате митрополита Евсевия — правящего архиерея Псковской и Великолукской епархии — это прокомментировали так: ”Чушь и бред. Вы прекрасно понимаете, что светское лицо не может быть назначено настоятельницей монастыря. А Людмила Путина постриг не принимала”.

Однако, если верить блогерскому трепу, Людмилу Александровну часто видели в упомянутой обители. А еще в СМИ активно рассуждали о том, что ведь совсем не просто так только на ремонт двух объектов монастыря — Крестовой часовни и гостевого дома — из госказны отпустили 48 млн рублей.

”Это, наверное, единственный монастырь, куда деньги из федерального бюджета шли напрямую, — рассказала в 2010 году metronews.ru реставратор, председатель секции движимых памятников Псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников Наталья Ткачева. — Обычно средства перечисляют в епархию, где их распределяют, а в данном случае — на специальный счет обители”.

Во всех отношениях — ВИП…

То, что место это особое, видно на каждом шагу. В деревню Елизарово ведет очень приличная по российским меркам трасса, вовсю возводятся коттеджи, повсюду камеры наблюдения, по одной лишь кровле монастырских строений можно судить о немеряных деньгах. В 2000-ые здесь гостили весьма статусные дамы — тогдашний заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска, жена вице-премьера РФ Светлана Жукова.

И чисто исторически монастырь — во всех отношениях ВИП. Именно туда, в основанную в 1425 году монахом из Снетогорского монастыря Евфросином (в миру — Елеазаром) обитель, была принесена Цареградская икона Божией Матери — дар Константинопольского патриарха Ганнадия II. Там старец Филофей сформулировал знаменитое ”Москва — третий Рим”: ”Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти". Специалисты постоянно подчеркивают, что союз Москвы и Пскова был отражен в архитектуре — к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле.

К 2000 году, когда приняли решение о передаче монастыря церкви, по этой земле, как засвидетельствовала одна насельница, ползали змеи, повсюду царило полное разорение. Главой обители сделали монахиню Елисавету (Беляеву). Вот ее-то в Пскове и считают то близкой подругой, то однокурсницей Путиной. На самом деле Татьяна Ивановна Беляева окончила Московский государственный педагогический институт, а Людмила Александровна - Ленинградский госуниверситет, первая по специальности "учитель русского языка", вторая — "филолог-романист".

Но если не подругами, то приятельницами они, видимо, все же являлись, потому что после того, как 4 июня 2010 года игуменья Елисавета в возрасте 54 лет умерла в столичной Боткинской больнице, супруга премьер-министра Владимира Путина 6 июня присутствовала на ее погребении в монастыре.

”Да она (Людмила Путина. — Ред.) и была-то тут всего два раза, — поделилась матушка Феодосия. — 6 июня прошлого года — в годовщину похорон матушки игуменьи — и три года назад, когда та скончалась”.

”Этими разговорами о Путиной уже замучили, — призналась одна из трудниц обители, москвичка. — Да нет ее здесь. Думаете, ей это очень нужно? Она дама богатая, красивая, а теперь еще и свободная. Поверьте, ей есть чем заняться и кем себя окружить. Может, только теперь она и стала счастливой”.

”Жена Путина, ну, и что? — удивилась послушница Клавдия. — А какая она? Фотографию покажете - я узнала бы, если она к нам в монастырскую лавку заходила. А так — нет, не знаю, телевизор не смотрю”.

Что ждало бы Людмилу Путину в монастыре

В этом женском монастыре все показалось гораздо более приветливым, чем обычно бывает в мужских. Насельницы охотно общались, не шикали, когда я фотографировала местные красоты, правда, сами сниматься наотрез отказывались. Во дворе обители то и дело появлялись девочки в платочках и длинных платьях. ”Это трудницы, — пояснила послушница Клавдия. — Вон у той сестра — инокиня. Так она и на клиросе, и на кухне помогает”.

По словам матушки Феодосии, в монастыре — 50 насельниц: ”Молодых мало. Из Пскова мало, больше из Петербурга, Москвы. Здесь работа трудная, но в миру ведь теперь страшно. Лучше уж сюда, чем иные идут в тюрьму или на панель”.

Послушница Клавдия поведала, что у нее в роду верующих нет. Когда семь лет назад умер муж, 56-летняя женщина отправилась в Почаев (Свято-Успенская Почаевская лавра на Украине. — Ред.) на четыре дня, а осталась на три года.

Прежде чем стать монахиней, надо пройти путь послушания. ”А как же? Вдруг я старая, да непослушная?”  — рассмеялась матушка Клавдия.

Послушание — это труд от рассвета до заката. ”Послушания с вечера в специальной книге расписывает благочинная (заместитель настоятельницы. — Ред.), — добавила собеседница. — Каждая из нас смотрит, куда ей. Например, на скотный двор — у нас девять коровок, четыре бычка. А я вот сегодня встала в 7 утра — и за черникой. Видите, руки какие… Потом — лавка. Пообедать только в четыре смогла. А в семь вечера опять пойду по ягоды”.

Какое послушание самое трудное? ”Я считаю, что даже в церковной лавке  — тяжелое. Физически - легко, а морально — тяжело. Нагрузка большая. Товар приходит, его надо расписать, к каждому пришлепать этикеточки. Мне, к примеру, физически легче работать, чем там. Вот и матушка говорит, что самое тяжелое послушание — лавка, клирос и кухня”.

Послушницами обычно остаются года три. Клавдия теперь уже дольше, но это потому, что в Спасо-Елизаровском монастыре она лишь второй год. ”Сначала послушница, потом рясофорная послушница, инокиня, монахиня, — перечислила она. — Зависит, как матушка посмотрит на послушание, что за человек, как себя ведет, тут много нюансов. Сами послушницы дальнейшей своей судьбы не решают, это дело настоятельницы. ”Она у нас вот такая!” — жестом восхищения продемонстрировала одна из насельниц. Монахиню Евфросинию (Головневу) митрополит Евсевий поставил во главе обители 19 августа прошлого года.

”Будет желание, приходите к матушке, на послушание — и вперед! Пока еще возраст позволяет и силы есть. Надо же, чтобы кто-то посвятил себя Богу”, — напутствовала на прощание Клавдия.

Поделиться
Комментарии