В июле график безработицы круто рванет вверх. По той простой причине, что сейчас увольняют работников уж совсем несчастные работодатели. А кто может себе позволить, из последних сил тянет с этим делом.

Из самых что ни на есть шкурных соображений: чтобы платить компенсацию сокращаемым работникам только за месяц при любом стаже, перевалив остальные выплаты на кассу помощи безработным, в полном соответствии с новым законом, начинающим действовать аккурат с 1 июля.

Наше либеральное государство, давным-давно отпустившее все факторы производственных отношений на саморегулирование, один аспект все-таки сочло необходимым жестко нормировать: отношения между работником и работодателем. Государство регулировало в трудовом договоре каждую строку. Шаг влево, шаг вправо преследовался по суду. И судебная практика явственно демонстрировала «защиту слабейшего», то есть работника.

Теперь власть решила: раз сейчас все равно приходится принимать непопулярные решения одно за другим, прекратим заодно и раздражающую бизнес-опеку работников. Правда, многие полагают, что еще одно соображение надо брать в расчет: на подходе выборы, и поддержка крупного бизнеса нынешней властной элите очень не помешает. А надеяться на поддержку «широких трудящихся масс» трудно, поскольку в кризисные периоды авторитет власти опускается ниже плинтуса.

Радость предпринимателей по поводу его принятия преждевременна. Конечно, в июле и даже во втором полугодии они, безусловно, окажутся в солидном выигрыше. И дело далеко не в экономии денег при увольнении работников и даже не в упрощении самой этой процедуры. Главный системный выигрыш связан с тем, что новый закон превратил процедуру найма в обычную хозяйственную операцию, где права и обязанности сторон определяет обязательственно-правовой закон.

Работодатель, имеющий за спиной образованных юристов, будет делать с работником что хочет, превращая его при желании в раба. Однако когда противоречия между трудом и капиталом максимально обострятся, самому малообразованному работнику станет ясно, что защитить свои интересы сам по себе он никогда не сможет. Сделать это под силу только «коллективному работнику».

Недолго ждать, когда появятся первые коллективные договоры, в которых работники потребуют установить твердое соотношение между интегральными доходами работодателей и средней зарплатой наемных работников. Не может быть, чтобы не появились требования о включении в коллективные договоры, скажем, права на превышение доходов отдельно взятого властного лица над средней зарплатой по фирме не более чем в семь, пусть, - в десять раз.

А как только такая формула прозвучит и, благодаря солидарности работников, будет принята, мы сразу окажемся в другом обществе, где действуют профсоюзы и где зарплаты определяются не только работодателями, но еще и возможностью жить на эти деньги. Без сомнений, именно в таком обществе мы окажемся очень скоро, уверен Вайнгорт.

Поделиться
Комментарии