Для прояснения ситуации мы связались и с директором, и с председателем попечительского совета, и собственно с Михаилом Кылвартом.

Как выяснилось, попечительский совет не против перехода на эстонский, но против того, что директор не считает возможным сохранить гимназическую ступень образования. "Попечительский совет, родители и ученики школы считают неприемлемой ситуацию, сложившуюся в школе после вступления Анастасии Валужиной в должность директора. Директор фактически готова отказаться от гимназической ступени и углубленного изучения французского языка".

Слово директору: "За что меня увольняют?"

В газету Eesti Päevaleht Анастасия Валужина, сейчас находящаяся на больничном, обратилась по собственной инициативе. "В конце мая мне предложили уволиться по собственному желанию. Такое предложение сделал Таллиннский департамент образования. После этого я обратилась к вице-мэру Михаилу Кылварту с просьбой принять меня, и у нас состоялась встреча. На этой встрече он явно дал мне понять, что готовятся бумаги на мое увольнение", — рассказала порталу Delfi Анастасия Валужина.

По ее словам, ни одной конкретной причины ей не назвали. "Причины я узнаю, например, через прессу. Еще через что-то. Из разговоров. Причины эти от самых нелепых, что у меня якобы не хватает каких-то бумаг или знаний государственного языка, до таких, которые я не хочу даже озвучивать, потому что это просто слухи".

Не придала ли сама Анастасия Валужина в интервью эстонской газете политическую окраску всему, что происходит в ее школе, переживающей за последний год не первый серьезный скандал? "Я не дала политическую окраску. Я дала интервью. И я сказала в этом интервью, что поскольку Департамент образования, предложив мне уволиться по собственному желанию, сказал, что это исходит от вице-мэра, я не преминула у вице-мэра это спросить — на самом ли деле это так. И он мне сказал — да, это так. Мной очень не доволен попечительский совет. И когда у нас состоялось собрание учительского коллектива и попечительского совета, там как раз и было сказано, что самым главным моим проступком помимо всего прочего является то, что я якобы не хочу сохранения гимназии. А сохранение гимназии они видят только в изменении курса, которым следует наша школа. Поскольку мы переходим на изучение ряда предметов на эстонском языке, попечительский совет, точнее, его часть, сказал, что они с этим не согласны. И это являлось основной причиной, по их мнению", — сказала Валужина порталу Delfi.

Школу сотрясают скандалы

Эхтескую гимназию, действительно, то и дело потрясают скандалы, и это признает и сама директриса. Один из них касался завуча, на которого мама одной из учениц написала заявление в полицию и обвинила педагога в домогательствах к ребенку. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Обвиненный родительницей завуч, несмотря на неоднократные просьбы родителей других детей оставить ее на работе, ушла из школы: директор Валужина предложила тогда написать заявление по собственному.

"Я ее не увольняла, она написала заявление по собственному желанию. Мне же тоже сделали предложение уволиться по собственному желанию, однако, я не уволилась. Значит, она не нашла в себе достаточно аргументов, чтобы убедить себя не делать такой шаг", — сказала Валужина, теперь уже не отказывающаяся от комментариев по тому скандальному делу. Кстати, напомним нашим читателям, что завуч тогда заявила о давлении со стороны директора, объяснив, что подписала заявление в состоянии шока от повышенного тона начальницы. Валужина, несмотря на прекращение расследования со стороны полиции, настаивает, что дело не настолько однозначно, и что там имело место нарушение педагогической этики.

И вообще, по мнению директора, корни нынешнего конфликта лежат в иной плоскости, а вовсе не в той малоприятной ситуации с увольнением и обвинением завуча, оказавшегося невиновным. "Педагогический коллектив эту тему не поднимал и не обсуждал", — говорит Валужина.

Противостояние: "всё в одной куче"

"Для нас сохранение гимназии означало следовать программе развития на 2012 — 2015 год. И вся школа работала именно на это. Почему у попечительского совета от декабря к маю так кардинально изменилось мнение относительно того, в каком виде гимназия должна будет сохранена, я вам прокомментировать не могу", — сказала Валужина.

"Что касается политической окраски дела, я опять-таки ставлю вопросительный знак, так как не могу ничего сказать ни за, ни против. Все это в одной куче. Начиная от попыток с помощью интриг изменить мнение родителей с позитивного на негативное. Причем ни одного факта, который бы говорил о том, что директор настолько плохо работает, что ее надо вот взять и уволить, нет. Для этого должны быть предписания, комиссии, госнадзор. Когда мы говорим о том, что поступает слишком много жалоб на работу дирекции, то все это нужно рассматривать по отдельности", — уверена директор.

Директор заявляет, что школа готова к переходу в объеме 60 процентов на обучение на эстонском языке. "Что мы не будем никогда переводить — это математика, русский язык и литература, химия, физика". По ее словам, переход будет очень мягким и предполагает определенную методику, включая изучение лексики, а также возможность для учеников отвечать урок по-русски.

Завуч Эхтеской гуманитарной гимназии Анжелика Кахро полностью на стороне директора. По ее словам, учительский коллектив написал обращение во все инстанции в поддержку директора. "Под последним обращением подписалось 50 человек. Это 44 учителя и шестеро — технический персонал. Персонал школы на данный момент составляет около 60 человек. Кто-то был на тот момент в отпуске, а отказавшихся было четыре человека", — говорит Кахро.

"Да, у нас есть конфликт между учительским коллективом и попечительским советом. Он на протяжении долгих лет не выражался как-то открыто, просто были претензии в виде такого сверху давящего контроля или предвзятого отношения. А в этом году он перешел уже в открытую фазу. Это специфика попечительских советов этой школы. Они всегда были как-то нацелены на то, чтобы выискивать недостатки. А в этом году он выразился в том, что директор, по утверждению совета, якобы не заинтересован в развитии школы и ничего для этого не делает", — делится завуч.

По ее словам, когда в прошлом году принимался новый устав школы, то на тот момент, в общем-то, не было разговоров, что надо бороться за русский язык обучения. "Но вот сейчас возник вопрос, почему мы выполняем эти 60 процентов, ведь можно же бороться за русский. Но все же претензия не совсем в этом, а в том, что мы не развиваем гимназию".

Завуч абсолютно не согласна с обвинениями попечительского совета, что Валужиной свойственен авторитарный стиль управления.

"Против перехода на эстонский? Это полная ерунда!"

Председатель попечительского совета Людмила Гожулянина сразу же заявляет, что якобы противостояние по вопросу перехода гимназической ступени на эстонский язык обучения — это полная ерунда.

По ее словам, директор просто утратила доверие в глазах родителей. "Мы были на конференции, которую проводил город, по поводу школьной реформы. Так мы увидели, что в нашем районе не предусмотрено ни одной гимназии. Мы написали письмо администрации школы от попечительского совета — просим вас содействовать в сохранении нашей гимназии. Ходатайства надо было подавать к 15 июня. Директор Валужина написала, что к середине мая письмо будет готово. Но 2 мая у нас было заседание попечительского совета, где был представитель города. Валужина и завуч Кахро пришли и сказали нам — и это записано в протоколе — что администрация посидела, посчитала и решила, что гимназия не получается. И сказали, что они не будут писать ходатайство о сохранении гимназии. Но дело в том, что у нас единственная русская школа с французским уклоном! И это всегда было нашим достоянием. И приоритет — французский с 1 по 12 класс. Если дети будут учить язык только с 1 по 9, они потеряют три года. А сейчас гимназическая ступень позволяет детям ехать во Францию и поступать там в колледжи, в университеты. А мы хотим гимназию сохранить", — высказывает Гожулянина основную претензию.

"С переходом на эстонский было так. Мы — некоторые члены попечительского совета — не хотели этого. Тогда Валужина сказала, что если мы не примем эстонский, то нам закроют гимназию. Мы, конечно, этого не хотим. Мы посидели, подумали. Нет, конечно, мы не отказываемся учить эстонский язык, мы просто хотим сохранить нашу культуру. Но в итоге мы решили — чтобы сохранить гимназию, примем переход на 60/40".

Суть совсем не в эстонском языке, заверяет председатель попечительского совета. Дело в том, что директор школы утратила доверие родителей. "Мы учим эстонский. У нас хороший процент сдачи экзаменов. А насчет того, что Валужина наговорила в Eesti Päevaleht, то, может, это такой хитрый ход, рассчитанный на представителей государственной власти. Но мы не хотим, чтобы она вводила людей в заблуждение".

"Кстати, недавно Валужина написала в районной газете Пыхья-Таллинна статью о том, что надо учиться на русском языке. То есть, это стиль ее работы. Сказать одно, потом перевернуть, переиграть. В итоге никто уже ничего не понимает", — говорит Гожулянина.

У попечительского совета, кстати, есть и кандидатура на пост директора — учитель эстонского языка.

"Заявление по собственному здесь не нужно"

По словам вице-мэра Таллинна Михаила Кылварта, конфликта в этой школе вообще не связан с выбором языка обучения. Что же касается предложения представить заявление об уходе по собственному желанию, то в данной ситуации таковое просто не нужно.

"Я ей (директору Валужиной — прим. ред.) не предлагал уволиться по собственному желанию. Наоборот, я считаю, что это было бы неправильным в данной ситуации. Это должно быть именно решением о том, что нужно поменять директора, потому что в течение одного учебного года было столько случаев, связанных именно с этой школой. Половину этих случаев любой директор любой школы может решить в одиночку. Поэтому, если кому-то хочется увидеть здесь политический аспект, ну что же делать. Но я-то не могу закрывать глаза на такие случаи", — сказал Кылварт порталу Delfi.

"То, что на сегодняшний день попечительский совет выступает за переход на эстонский язык обучения, то это их право, как и право любого попечительского совета. Еще раз подчеркну, что конфликт в этой школе не связан с переходом. На всех собраниях и выступлениях я говорю, что речь не идет о том, что все принципиально против эстонского языка обучения. Я говорю о том, что должно реализовываться право, которое заложено в законе. А закон дает возможность выбора", — не устает повторять Кылварт.

"Кстати, Эхтеская гимназия не подавала даже ходатайства о сохранении русского языка обучения. Откуда вообще взялся этот вопрос? Там нечего поддерживать, не о чем говорить. У них другая проблема. Вопрос о первоначальных ходатайствах решался еще до моего вступления в должность. И как это связано с происходящим сейчас, неясно. Не понимаю, зачем играть в такие игры — это просто некрасиво".

"Я хочу подчеркнуть, что на встрече с Валужиной я сказал, что мне абсолютно не нужно ее заявление по собственному желанию. Но если в течение одного года имеется такое количество фактов, то должно быть принято решение. И для этого решения не нужно заявление по собственному желанию. Пока решение официально не принято. Оно находится в стадии подготовки. Напомню, что решение по директорам принимается на уровне кабинета правительства. Пока такого решения нет", — подытожил вице-мэр.

Поделиться
Комментарии