”По тонкой материи — грубыми нитками”

Вся Эстония обсуждает политический скандал, связанный с высказываниями министра финансов реформиста Юргена Лиги в адрес коллеги по правительству социал-демократа Евгения Осиновского. Лиги, выражая несогласие с мнением министра образования, заявил, что Осиновскому, как ”сыну иммигранта” и члену ”розовой партии”, следует быть ”очень осторожным”. Осторожным, надо понимать, в выражении своих взглядов и в работе, в том числе в сфере русского образования, к которой я уже три десятилетия имею самое прямое отношение. Поэтому и не могу смолчать в данной ситуации.

Не стану развивать мысль, что высказывания министра Лиги глубоко оскорбляют и меня лично. Обращу внимание на другие моменты.

Прежде всего, мне кажется, что извинение с его стороны и попытки представить ситуацию так, что, дескать, все мы христиане, надо прощать (или, как говорит молодежь, ”проехали”) — ситуацию, на самом деле, не меняют. Обратите внимание — как именно Лиги извинился.

Несколько цитат. ”Лиги заявил на правительственной пресс-конференции, что Осиновский — эстонец с большой буквы…”, ”…моя резкость была неосмотрительной”, ”…этот комментарий был написан в сердцах, но слишком неосторожно и эмоционально”. Политик явно извиняется не за содержание скандального комментария, а лишь за его форму, то есть с содержанием он, очевидно, по-прежнему согласен.

Мол, извините, что не сформулировал сокровенное более мягко и завуалировано. И речь даже не о конкретных унижающих ярлыках, которые он навесил, а о самом подходе, об установках, из которых он исходил. Установках, раскалывающих наше общество уже более двадцати лет на ”эстонцев и неэстонцев”, ”правопреемных и мигрантов”, ”правильных и неправильных” и т.д. Заметьте, что высшей оценкой человека, с точки зрения связи с Эстонией, пользы для Эстонии, в устах Юргена Лиги остается ”эстонец”, а не ”эстоноземелец с большой буквы”, не ”патриот Эстонии с большой буквы”.

Разделяю мнения политиков, которые говорят, что Лиги следует подать в отставку и что от разрешения этого скандала зависит вообще авторитет власти и доверие к ней. Но хотела бы отметить, что здесь не надо обманываться слишком простыми решениями. Ведь даже и уйдя в отставку, Лиги благополучно останется в верхних эшелонах политики и, скорее всего, даже наберет дополнительные очки в глазах тех, кто, как и он, мыслит категориями разделения общества. Таких среди нас далеко не единицы, что бы там годами ни говорили про интеграцию.

А молодого министра образования и науки Евгения Осиновского я бы действительно назвала ”патриотом Эстонии с большой буквы”. Он открыто говорит, что чисто политически мотивированный перевод значительной части образования русской молодежи на эстонский язык ожидаемых результатов не дал, а кое-где привел и к плачевным итогам: может, и хотели как лучше, а ”получилось как всегда” — язык победил образование, уровень знаний русских ребят во многих случаях пострадал.

Осиновский не замалчивает проблему и пытается аккуратно скорректировать курс ”корабля” образования, и я желаю ему в этой работе как можно большего числа единомышленников. В том числе чтобы языковые перегибы не начались и в системе профтехобразования.

Еще при предшественниках Осиновского я не раз говорила в Министерстве образования, что ”обязаловка” в наше время на молодежь не действует. Из двух языков — более сложного и ограниченного в применении эстонского и более простого, но открывающего мир английского — по чисто экономическим причинам наши учащиеся больше симпатизируют второму. Повышать знания эстонского тоже нужно, но мотивация должна быть более разумной. А напоминать подрастающему поколению, что они на этой земле ”дети иммигрантов” — значит шить тонкую материю слишком грубыми нитками. Того и гляди, порвется.

Поделиться
Комментарии