В Эстонии от родителей каждый год забирают 400-500 детей. Около 20% спустя некоторое время возвращается в семью. По данным 2013 года, самая большая часть — 28%, отправляется в замещающие дома — детские дома. Таким образом, сейчас в детских домах Эстонии более тысячи детей, пишет Eesti Päevaleht.

Открывшееся в 1995 году объединение Детская деревня SOS в Эстонии во многих смыслах уникальна. Детская деревня в Кейла была первой — в каждый дом заселили шестерых детей и маму, которая, в отличие от воспитателей в детских домах, не работает по сменам. Эти женщины заменяют детям матерей.

Из Кейла во взрослую жизнь вышли примерно 80 молодых людей. Теперь у объединения есть деревни в Пыльтсамаа, Рапламаа и Нарва-Йыесуу. Чтобы предложить настоящую семью, объединения начали вербовать супружеские пары.

Услугу замещающих домов, говоря официальным языком, предоставляет десять поставщиков из 35. Другими словами, из тысячи детдомовцев т.н. семья есть лишь у пары сотен.

Некоторые представляют себе детские дома, в которых дети в группах спят на нарах. Но времена изменились — вместе с ними и дома: теперь примерно половина детей живет в маленьких домах, которые были в середине 2000-х построены на евроденьги.

”Детей из старых замещающих домов типа общежития перевели в замещающие дома семейного типа, — говорит руководитель объединения Маргус Оро. — Но изменилась ли суть? На самом деле, подготовка осталась незавершенной — например, где найти матерей и отцов, которые подготовят дом, чтобы ребенок мог прийти в семейную среду для воспитания? До изменения сути, когда замещающее опекунство станет похожим на семью, Эстонии еще далеко”.

В Детской деревне SOS сейчас работает примерно 20 родителей. Оро говорит, что для того, чтобы приступить к работе, нужно перепрыгнуть достаточно высокую планку, потому что навыки в воспитании, а также преданность должны быть на уровне. ”Здорово, что приходят люди в возрасте 40+, которые часто воспитали своих биологических детей, но теперь дом опустел. Теперь они сумели заново найти в себе энергию и силы и могут еще что-то дать обществу”, — говорит Оро.

Соседи больше не боятся

Деревня Кейла по-прежнему самая известная. В середине 2000-х, по словам Оро, пришли к заключению, что больше таких ”классических” детских деревень — по несколько домов вместе вдали от внешнего мира — строить не будут.

”Наш замысел состоял в строительстве виртуальных детских деревень. Мы построили дома по краям разных улиц, парно или по одному, чтобы соседями были обычные люди, — описывает Оро. — Это был прорыв: они сняли ограду, деревня, скажем так, вышла в народ. К работе приступили матери и отцы”.

Первой реакцией соседей, к сожалению, был страх из-за падения цен на недвижимость. Или еще хуже. ”Сегодня соседи чаще говорят, что дети могут собирать клубнику, яблоки. Не боятся, что все украдут, потому что придут детдомовцы”.

Построенные на евроденьги семейные дома часто сделаны по старой модели и дети с воспитателями оторваны от внешней жизни. Найти преданного родителя всегда сложно, но дополнительные сложности возникают из-за расположения деревни. ”В модели SOS предусматривается, что место должно быть в городе, где обеспечена медицинская помощь, разные варианты образования, обучение по интересам. Это могут быть уездные центры или небольшие городки. У государства не было таких знаний или были другие принципы, на основании которых приняли решение. Много семейных домов строят в таких местах, где инфраструктуру обеспечить относительно сложно”, — говорит Оро.

Организацией услуги замещающих домов занимаются местные самоуправления. Поскольку возможности и средства разных самоуправлений разнятся, услуга тоже предоставляется на разных уровнях.

Оро считает, что для управления детскими домами нужна одна организация. По его словам, хотя сейчас об этом думают в Департаменте социального страхования, для быстрого решения можно было бы посмотреть, кто в стране достаточно компетентен в этом вопросе. ”Мы к этому готовы. У нас есть опыт и компетентность в таких делах”, — считает Оро.

Оро считает, что количество детей достаточно небольшое, чтобы ими могла заниматься одна организация. ”В замещающих домах примерно тысяча детей. В Швеции-Финляндии это количество работников на предприятии среднего размера. И его управлением может заниматься одна организация. Для того, чтобы обеспечить детей до совершеннолетия, там должно работать примерно 500 человек. Это для Эстонии уже крупное предприятие, но там не должно быть безумной схемы управления, — отмечает Оро. — Мы не хотим противостоять государству, потому что делаем одно дело. Но хотим сказать, что наш опыт в стране используется мало”.

Поделиться
Комментарии