Они подозреваются в разработке, применении и распространении двух известных банковских ”троянских коней” Zeus и Spy Eye, пишет Eesti Päevaleht.

Группу охарактеризовали как чрезвычайно активную преступную группировку, которая с целью воровства средств с банковских счетов частных лиц заразила вредоносными программами десятки тысяч компьютеров в нескольких странах. Причиненный ущерб превысил два миллиона евро.

Полицейские и прокуроры шести стран Европы работали над поиском и поимкой преступников с 2013 года. На данный момент в рамках совместной операции задержали 60 человек.

Несмотря на то, что Эстония в ”Моцарте” прямого участия не принимала, связи некоторых подозреваемых тянулись из Финляндии в ЭР. Эстонские правоохранительные структуры боролись с последствиями деятельности преступников последние четыре года. Еще до начала ”Моцарта”, в сентябре 2012 года, Финская криминальная полиция обратилась к эстонским властям с предложением о совместном расследовании атак на банковские счета клиентов финских банков.

Финская полиция установила, что киберпреступники пытались украсть со счетов жителей Финляндии около пяти миллионов евро. Несмотря на то, что злоумышленникам не удалось реализовать свои намерения в полной мере, часть средств была похищена. При этом около 150 000 евро были выведены в Эстонию.

Финская и эстонская полиции сформировали совместную следственную группу, которая в первую очередь стала отслеживать движение денег. В итоге правоохранители вышли на весьма пеструю компанию: в ней были студенты, домохозяйки из Ида-Вирумаа, безработные и не самые благонадежные лица. Преимущественно их объединяло отсутствие судимостей и то, что их родным языком был русский.

Обещали до 4000 евро в месяц

Впоследствии выяснилось, что организаторы преступной схемы при помощи объявлений о работе и спам-рассылок искали в Эстонии доверчивых так называемых ”денежных мулов”, согласных принимать и обналичивать украденные с финских счетов деньги.

”Мулам” вежливым тоном рассказывали легенду о том, как они станут агентами крупной компании. Людям говорили, что от них не требуется многого, важно принимать переводы от ”клиентов” на личный счет и передавать их дальше ”зарубежным партнерам”. В большинстве случаев это означало отправку денег на Украину при помощи Western Union или аналогичных услуг. С каждого перевода ”мулам” разрешалось оставлять себе 5% суммы. В большинстве случаев средства переводились порциями по 4000-7000 евро, то есть без особых усилий ”мул” мог заработать около пары сотен евро за перевод.

Мошенники обещали платить ”агентам крупной компании” более 4000 евро в месяц, но после одного или двух переводов мошенники прерывали контакты.

Деньги уходили за границу

В Эстонии пытались проследить денежные потоки после их прохождения через ”денежных мулов”, но сделать этого не удалось. Расследование подобных преступлений постфактум, после того, как деньги уже ушли за рубеж, сопряжено с большими трудностями. При общении в интернете мошенники искусно заметали следы. Однако даже участие в схеме в качестве ”мула” может быть наказуемым — в Эстонии на скамье подсудимых по обвинению в пособничестве в отмывании денег оказалось 17 человек.

Все они были признаны виновными. Большая часть приговоров была озвучена в прошлом году, а еще несколько — в этом. Помимо упомянутых 17 лиц, по просьбе финнов допросили еще восемь жителей Эстонии, которые совершали аналогичные переводы в Финляндии. Теперь их судьба зависит от властей Финляндии.

”На допросах люди упоминали, что у них возникали подозрения, что они занимаются не вполне правильными вещами. Некоторых было жаль, некоторые плакали. На первый взгляд, это была легкая работа, но, в конце концов, она обошлась им значительно дороже, как в денежном плане, так и в плане уголовного наказания”, — рассказала государственный прокурор Пирет Паукштис.

В большинстве случаев ”мулы” наказывались общественными работами или денежными штрафами. Кроме этого им пришлось оплатить судебные издержки, превышавшие 500 евро, а также услуги защиты. У некоторых конфисковали полученные преступным путем средства.

Адвокат одного из ”мулов” довел дело до Государственного суда, поскольку его клиент оказался единственным человеком, с которым мошенники заключили на вид корректный, но на деле фиктивный договор. Суды первых двух инстанций этого не учли.

”Суды мотивировали свое решение тем, что если работа предполагает незаконную деятельность, договор от наказания не спасет”, — пояснила госпрокурор Паукштис.

Самое строгое наказание получил 33-летний Валерий, который согласился развить схему. Как и другие ”мулы”, он не знал своих кураторов и действовал в соответствии с полученными по электронной почте инструкциями. Он позволил сторонним лицам создать предприятие, на счет которого было перечислено около 70 000 евро. Кроме этого, он искал других ”мулов”, которые принимали и обналичивали переводы.

Суд приговорил Валерия к трем годам условного заключения с четырехлетним испытательным сроком. Его обязали компенсировать судебные издержки, помимо этого у него конфисковали 1000 евро.

Часть признанных виновными участников схемы переводов не делала. Следуя инструкциям, они открывали счет в банке и отправляли конверт с паролями автобусом в Литву. Затем их счетами управляли неустановленные лица. Скорее всего, контроль осуществлялся из-за рубежа.

”Надеюсь, что людей, которые будут вестись на подобные преступления, с ростом сознательности будет все меньше. Следует понимать, что своими действиями они позволяют организованным группировкам действовать так размашисто”, — резюмировала прокурор.

”Раньше ”танкистов” искали за ларьками, теперь в интернете”

Получит ли человек обвинение в участии в отмывании денег, зависит от многих обстоятельств. Прокурор должен оценить, понимал ли человек то, что он может способствовать незаконной деятельности.

”Следы вредоносных программ, собирающих пароли, ведут преимущественно в Россию или на Украину. Атакам подвергаются страны по всему миру, в последние годы чаще остальных жертвами оказывались клиенты банков Германии. Поэтому главным вопросом для преступников является ”безопасное” получение этих денег. Для этого они используют подставных лиц”, — рассказал руководитель бюро расследований отмывания денег Айвар Паул.

В полиции подобных людей называют ”слепыми танкистами”, поскольку они не знают преступников и не могут помочь полицейским. Раньше потенциальных танкистов за рукав отводили за ларек, но в последние пять лет обозначилась явная тенденция на вербовку людей посредством электронных писем.

Схемы могут различаться, но в большинстве случаев о мошенничестве может сигнализировать тот факт, что деньги с личного счета необходимо переслать дальше при помощи Western Union или другой аналогичной услуги. Подобные услуги работают быстрее банковских переводов и обеспечивают преступникам большую анонимность.

Несмотря на то, что в схеме, раскрытой операцией ”Моцарт”, мошенники скорее не заключали договоров с ”мулами” или ”танкистами”, в последнее время злоумышленники оформляют фиктивные договора на должность ”regional financial manager”.

"На деле подозрения должен вызывать вопрос о том, какое честное зарубежное предприятие станет нанимать сотрудника ни разу с ним не увидевшись, доверяя при этом ему деньги”, — указал Паул.

Он также объяснил, что Эстонию используют для вывода денег по двум причинам: с одной стороны рынок поиска подставных лиц существует с 1990 года, во-вторых, у нас доступные и быстрые банковские услуги.

Поделиться
Комментарии