Вы участвуете в митинге учителей или вышли к народу как депутат?

Я все же участвую в митинге. Наша партия (IRL) приняла декларацию о 20-процентном повышении зарплат учителей уже добрых пару месяцев назад, и наше предложение было - решить этот вопрос в сотрудничестве с местными самоуправлениями. И местные самоуправления были как раз той стороной, которая не пошла на сотрудничество.

То есть, виноваты местные самоуправления?

Да, процесс застопорился на этом. Но виноваты - это неправильное слово в данном случае.

А какое тогда слово правильное?

У нас два предложения. Мы выступаем за 20-процентное повышение зарплат учителей. И мы видим, что решение здесь может быть в сотрудничестве с местными самоуправлениями. Мы приняли совместную декларацию.

Есть какие-то подсчеты - откуда деньги взять?

В этом смысле, да. Сегодня классные комплекты финансируются таким образом, что они должны быть полными. Так, если в Таллинне много гимназий, где учеников намного меньше, чем должно быть, то эти деньги уходят в пустоту. А в Таллинне мы не можем говорить о том, что детям будет далеко ездить в школу. И сегодня в столице зарплаты учителей меньше, чем в соседних волостях. И из-за этого таллиннские учителя уезжают в соседние волости.

Но этот процесс не может быть быстрым - взять и закрыть часть гимназий.

Ну, да. Но то, что учеников становится меньше, было известно уже давно. В бытность свою вице-мэром столицы я подготовила одну реформу школ, но центристы тогда выразили мне вотум недоверия. Так что совесть моя чиста в этом смысле. Я сделала все, что могла.

А как реформисты реагируют на вашу декларацию о повышении зарплат учителям?

Это надо у них спросить. Но вот вчера премьер-министр сказал, что если финансовое положение улучшится, то рост зарплат учителей может произойти уже в следующем году.

А мы считаем, что больше ресурса в полупустых классах. В 1997 году учеников было значительно больше, а количество учителей остается таким же. Учеников в 97 году примерно было 220 000, а в 2010 году их около 140 000, а число учителей не изменилось. Количество классов осталось неизменным.

У нас очень много учителей пенсионного возраста, старше 65 лет. И процесс объединения классов не завершится за одну ночь. Я не имею ничего против старых учителей, у них другие знания, которые они дают детям. Но в какой-то момент и они захотят отдохнуть. На сегодняшний день в школах такая ситуация, когда школы просят - не уходите на пенсию. Учите дальше, нам некем вас заменить.

И количество учителей зависит от количества классов, от того, как будут объединяться классы. Особенно в городах. В деревне ситуация другая. А в Таллинне не должно быть так много гимназий, тут даже некоторые основные школы не могут набрать учеников. Так что здесь следует действовать немного смелее.

Поделиться
Комментарии