Чтобы лучше разобраться в происходящем, а также полнее оценить уровень возможных энергетических угроз, "Вести Дня" обратились за комментариями к другим источникам.

По мнению министра иностранных дел Урмаса Паэта, Эстонии газовый кризис не угрожает. "У нас имеется прямой газопровод с Россией, и до сих пор переговоры о цене велись с чисто экономических позиций", — напомнил он.

Паэт считает, что газовый спор между Россией и Украиной показывает, что ЕС должен еще больше сосредоточиться на единой энергетической политике и политике безопасности.

"Подобные кризисы не были бы такими серьезными, если бы были другие каналы снабжения, по которым страны ЕС получали бы газ, то есть зависимость от Газпрома не была бы такой невероятно большой", — отметил министр.

Владимир Вельман, представляющий в комиссии Рийгикогу по иностранным делам оппозиционную Центристскую партию, считает занятую официальной Эстонией по поводу газового спора позицию не совсем корректной и конструктивной.

"Наверное, ЕС в данной ситуации действительно должен занять некую консолидированную позицию, однако она не должна заключаться в том, чтобы в очередной раз огульно обвинять во всем Россию, — сказал он нашей газете. — Прежде всего нужно разобраться, действительно ли Украина ворует транзитный газ, и если это так, необходимо потребовать от нее выполнения договорных обязательств".

Вельман отметил, что хотя политические отношения между Эстонией и Россией далеко не всегда складывались позитивно, мы ни разу не испытали проблем с поставками российского газа.

"Исходя из этого опыта, осмелюсь предположить, что отсутствие долгов за газ гарантируют его поставки из России невзирая ни на какие политические перипетии", — считает он. Вельман добавил, что окончательно разобраться в происходящем должен Международный арбитражный суд в Стокгольме, и уж исходя из результата нужно принимать политические решения и делать какие-либо заявления.

Как сообщил "Вестям" представитель Eesti Gaas Рауль Котов, Эстонии действительно не угрожает газовый кризис, поскольку мы получаем сырье из России напрямую, без посредников.

"За последние 15 лет мы ни разу не задолжали Газпрому за поставки, а он, в свою очередь, ни разу не нарушил своих обязательств, — отметил Котов. — Поэтому я не вижу причин для возникновения каких-либо проблем".

Котов добавил, что сейчас Эстония получает из России газ на основании долговременного контракта, срок которого истекает в 2015 году. Что касается цены на российский газ, то она, по словам представителя Eesti Gaas, определена до конца 2009 года и сопоставима со средней для Европы. Напомним, что глава Газпрома Алексей Миллер в начале года в качестве среднеевропейской цены на российский газ назвал 418 долларов за тысячу кубометров.

При этом Котов довольно скептически относится к идее об альтернативных источниках газа для Европы, о которых упомянул Паэт. Представитель Eesti Gaas напомнил, что в данный момент единственной альтернативой российскому газу для Европы мог бы стать доставляемый танкерами африканский сжиженный газ. Однако, учитывая огромные объемы потребления газа в Европе, это представляется маловероятным с технической точки зрения и в любом случае очень дорогим вариантом.

Не особенно верит представитель Eesti Gaas и в возможность консолидированных действий ЕС в отношении поставок российского газа. Он напомнил, что в последнее время в Европе делается ставка на усиление роли конкуренции в вопросах энергетики. По этой причине, считает Котов, государства ЕС в обозримом будущем скорее всего продолжат вести переговоры о поставках газа каждое по отдельности. При этом, однако, колебания цен для отдельных стран, как показывает практика, будут невелики.

"Мне представляется, что в данный момент наиболее выгодным со всех точек зрения вариантом является взаимное выполнение заключенных между поставщиками и потребителями газа договоров", — заключил Котов.

Поделиться
Комментарии