В 2009 году, когда Лаузинг баллотировался по Ласнамяэ, он получил 410 голосов. Однако вместо работы в горсобрании сосредоточился на семье и бизнесе. Сегодня он единственный пайщик фирмы GAGA Import OÜ, которая поставляет полимерную глину FIMO в Россию. В 2012 году оборот фирмы Лаузинга составил 838 000 евро. Чистая прибыль превысила 280 000 евро.

У него трехэтажная квартира во Флоренции, на досуге он играет на фортепиано и поет. Бизнес сравнительно успешен, и возвращаться в политику, по крайней мере в ближайшие десять лет, он не собирается. Однако под занавес намерен пролить свет на несколько связанных с его именем эпизодов. „Я хочу рассказать все, что в последние годы происходило в Центристской партии", — написал Лаузинг журналисту Eesti Ekspress в середине сентября.

У Лаузинга — значительный политический опыт с 1999 года: руководство молодежным собранием Центристской партии, членство в правлении партии.

После скандала с реформистом Сильвером Мейкаром Лаузинг опубликовал мнение, в котором призвал другие партии — в свете заявления Мейкара о черном финансировании своей партии — изменить положение. Этот призыв остался без внимания. „Я ожидал, что председатель соцдемов Свен Миксер скажет: „Пора это прекращать!" Но была тишина. Так было во всех партиях", — рассказывает Лаузинг. Он заявляет об этом так уверенно потому, что и сам жертвовал партии деньги неизвестного происхождения. Он — "Мейкар" Центристской партии.

„Это произошло после моего пребывания на посту главы молодежного собрания (он руководил им до 2005 года), — говорит Лаузинг. — Мне передали деньги от важного чиновника партии. Там было 250 000 крон, и я должен был найти жертвователей".

Он нашел людей, которые изъявили готовность перевести эту сумму на партийный счет. Деньги передали в маленьком полиэтиленовом пакете. Кто передал? Лаузинг: "Не хочу говорить, поскольку и он был только исполнителем, он и теперь занимает руководящие посты как в партии, так и в государстве".

Чьи деньги это были? ”Этого, конечно, не спрашивают. Но совершенно ясно, что они пришли откуда-то из частного сектора".

Во второй раз, когда пришлось делать то же самое, сумма была меньше — "всего" 100 000 крон.

Лаузинг годами боролся в столичном горсобрании с оппозицией, проводил митинги, организовывал во время выступлений Сависаара на съездах работу клакеров. Больше всего нервов попортили ему 2007-2008 годы, когда он возглавлял Фонд Юри Вильмса.

Это целевое учреждение постоянно было в больших минусах: ”Газета "Вести дня" ежемесячно приносила около 200 000 крон убытков!" Задачей Лаузинга было найти инвесторов, правда, этим прежде всего занималась "тяжелая артиллерия" партии. ”Обычно это выглядело так — Сависаар брал меня с собой, и мы шли обедать с предпринимателями. Эти обеды тянулись час-полтора, и Сависаар в присущей ему манере заходил издалека — что, мол, есть у него один общественный проект, который нуждается в поддержке. Некоторые бизнесмены поддерживали, некоторые — нет".

Затем Лаузинг оформлял поддержку как покупку рекламы. ”Эта реклама появлялась только в лучшем случае, — признается он. — На самом деле они должны были присылать нам эту свою рекламу, однако зачастую не присылали, предпринимателей это и не интересовало. Партия этих денег не видела, они дотла сгорали в котле "Вестей". Редакция хотела зарплату, типография выставляла счета, денег требовала и доставка газеты".

На этом посту Тармо Лаузинг продержался год. У него родился второй ребенок, резко ухудшилось здоровье деда, и Лаузинг взял отцовский отпуск и посвятил себя семье.

Почему Центристская партия настолько "лидероцентрична" и пассивна? По словам Лаузинга, Сависаар подозревает, что если чем-то занимаешься, то, значит, у тебя там есть какой-то личный интерес. "Единственная возможность — отдать идею ему, чтобы он смог выдать ее за свою".

С годами внутренняя демократия в партии становилась все более показушной. Дело дошло до того, что в 2009 году Сависаар, как отмечает Лаузинг, стал сам назначать даже руководителей окружных молодежных клубов.

Впрочем, в арсенале Центристской партии имеется несколько проектов, в воплощении которых сыграл весьма важную роль и Лаузинг. Например, дежурные интернет-комментаторы. ”Это была сверхгрязная и тяжелая работа, — вспоминает он внедрение созданной в 2003 году в молодежном собрании системы. — Это быстро надоедало людям, и мораль стремительно падала".

Вторая "трудовая победа" в карьере Лаузинга — Таллиннское ТВ. Правда, сам он результатом недоволен: "Это должен был быть серьезный и четвертый по величине телеканал в стране, но сейчас Таллиннское ТВ — это не то, что мы имели в виду".

В течение последнего месяца центристы раздумывают, почему с такими откровениями Лаузинг выступил перед выборами. Может, речь идет о бизнес-интересах в России? Или это коварный план какой-либо другой партии? А вдруг за всем этим опять стоит Айн Сеппик? Лаузинг отвергает эти подозрения.

Комментируя кадровую политику партии, он приводит пример с назначением Михаила Кылварта на должность вице-мэра, отвечающего за образование.

”Сависаар хотел протолкнуть в Рийгикогу Сирет Котка, — поясняет Лаузинг. — Для этого было необходимо, чтобы находящиеся в списке перед нею отказались от мандата. Сависаар пригласил Кылварта в горуправу, хотел Лаури Лаази предложить место заместителя председателя горсобрания. Но Лаази не согласился, да и Тармо Тамм из Пылва неожиданно пришел в Рийгикогу. Кылварт как умный человек понял, что на руководящем посту в городе сможет сделать гораздо больше, чем поднимая руку в Рийгикогу. Кылварт хорошо справляется, но я хотел бы сказать членам партии, что вот настолько "важны" для Сависаара вопросы образования, если люди назначаются таким образом".

В исходе предстоящих выборов Лаузинг не сомневается — уверенно выиграет Центристская партия. Однако вопрос — получит ли она абсолютное большинство голосов? ”Если получит, то благодаря избирательным союзам, в чью победу я не верю. То есть отданные за них голоса перейдут победителю — Сависаару", — прогнозирует Тармо Лаузинг.

Поделиться
Комментарии