5 сентября столичная мэрия освободила от должности директора этого учебного заведения Ольгу Калью. А в феврале этого года служба внутреннего контролера Таллиннской городской канцелярии нашла недочеты не у директора, а в действиях завхоза Элен (в связи со сдачей школьных помещений в аренду) и направила материалы в бюро по расследованию коррупционных преступлений Департамента полиции и погранохраны.

"18 июня 2012 года Пыхьяская окружная прокуратура приняла постановление о прекращении уголовного производства по этому делу, обязав Элен возместить городу нанесенный преступлением (незаконное присвоение денег должностным лицом) ущерб в размере 1316,58 евро и отработать 90 часов на благо общества", — говорится в письме департамента.

"Нас с мужем возмутило то, что директора Ольгу Калью уволили по собственному желанию — после того, как она принесла людям столько горя! — негодует мать Элен. — Я знаю директора 40 лет. У меня дети учились в этой школе, муж работал там учителем труда. Поначалу я, честное слово, не верила тому, что пишут о гимназии. Но когда наша семья столкнулась с этим в полный рост, поверила".

Элен: Меэлис Конд любил белые орхидеи

По словам Элен, директор прекрасно знала о том, что школьные помещения сдаются в аренду за наличные. "Дело в том, что, когда я более семи лет назад пришла работать в эту школу, система уже работала, это не мое ноу-хау, — утверждает бывший завхоз. — Директор иногда даже упрекала меня: почему, мол, беру с арендаторов так мало, например, не 2000 крон в месяц, а 1500? Получала деньги я. Тратила по большому счету тоже я. Но именно директор давала указания, что покупать. В частности, подарки чиновникам из Таллиннского департамента образования. Она давала мне список людей, которых надо было одарить, допустим, к какому-нибудь празднику".

Элен делится с Delfi, что, когда в гимназию приезжал глава службы организации образования Таллиннского департамента образования Меэлис Конд, она обязательно покупала ему белую орхидею. "И еще он всякий раз получал подарки, — добавляет Элен. — Скажем, на Рождество — тематические, как-то купила ему подарочную карточку Дома торговли, если не ошибаюсь, на 5000 крон. Вручала подарки директор. Хотя я была ее заместителем по хозяйственной части, в мои обязанности входило, простите, помыть посуду за ними, налить кофе — порой под ремарки "в термос не наливай — эстонцы не любят". Все подношения принимались как должное". Экс-завхоз подчеркивает, что Конда в гимназию и привозили и отвозили: "На машине человека, которому школа оплачивала бензин".

Она вспоминает также, что для всех проверяющих в гимназии "накрывалась поляна" — на те же наличные от аренды помещений. "На "поляне" обязательно были бутерброды с икрой, красной рыбой, небольшие пирожки, — продолжает она. — А еще, поскольку я свободно владею эстонским языком, мое присутствие на подобных проверках и комиссиях было обязательным, так как я скрашивала ситуацию и закрывала амбразуру".

Почему женщина ни разу не воспротивилась директорским распоряжениям? "Да, я чувствовала себя дискомфортно. Но я ее ученица, не могла пойти против нее. А она 9 июля уволила меня, даже не поговорив".

На очной ставке с директором Элен говорила по-эстонски: "Она бросила — Элен, не выпендривайся, говори по-русски. А потом мы общались через переводчика. Калью заявила, что я лгу и об аренде она понятия не имела. Если бы я не взяла всю вину на себя, по моему уголовному делу было бы невозможно заключить мировое соглашение, оно бы ушло в суд и на мне наверняка повисла бы судимость".

Конд: такая "информация" ранит мои честь и достоинство

Матери Элен трудно сдерживать слезы: "Дочь устала от унижений, от стресса у нее пошатнулось здоровье, она третий месяц на больничном. Оставлять так это дело не хочется. Однако доказать что-либо непросто, потому что перед увольнением Калью, по слухам, ликвидировала все документы. Так что я не удивлюсь, если через какое-то время она объявится на работе в Таллиннском департаменте образования, где давным-давно купила всех".

Телефон экс-директора сигналит одно: выключен или вне зоны доступа. "Насколько мне известно, последний день Калью работала 7 сентября. И Конд, и заведующий департаментом образования Андрес Паюла тогда были в школе", — комментирует Элен.

"Я был в той школе только пару раз, когда были какие-либо жалобы, — позвонив в редакцию, дает пояснения Меэлис Конд. — Если хожу в школы по такому поводу, то вряд ли мне дарят орхидеи. Только однажды ученики той гимназии привезли мне цветы в День учителя, и это не были белые орхидеи. И никаких подарков!"

Потом Конд написал Delfi: "Считаю такую "информацию" абсурдной и голословной, а также ранящей мои часть и достоинство. В период 2009-2012 годов я посещал школу три раза — и никаких подарков, и широкого угощения".

По телефону чиновник от образования замечает: "Если предлагали кофе и чай, то никаких обедов, никаких экстравагантных накрываний на стол не было. Бутерброды, но не с икрой, к кофе, правда, предлагали, когда я бывал там долго — час, полтора-два часа". В ответ на вопрос, с чем были бутерброды, Конд смеется: "Ну, послушайте, это уже совершенно абсурдно, когда начинают спрашивать: что вы ели?"

Он полагает, что завхоз должна была говорить о своих подозрениях компетентным органам. Когда корреспондент отмечает, что женщину никто не слушает, Конд подхватывает: "И не могут слушать, так как это клевета. Где, спрашивается, тогда эти белые орхидеи? За клевету, знаете, что бывает? Человека привлекают к ответственности. Заведующая хозяйственной частью должна была смотреть, что она сама делает, а не рассказывать такие дурости и фантазировать. Каждый человек должен отвечать за свои слова".

5 сентября завдепартаментом Паюла подписал (по представлению Конда) приказ о награждении "почетной грамотой Таллиннского департамента образования директора Таллиннской мустамяэской реальной гимназии Ольги Калью за многолетнее и добросовестное руководство".

Delfi спросил у главы столичного образования, можно ли назвать добросовестным директора, в учебном заведении которого выявлены нарушения уголовного порядка, разве не руководитель школы отвечает за все, что в ней происходит? Портал также поинтересовался, слышал ли Паюла о том, что Конду делали подношения и богато угощали?

Поначалу просьба Delfi осталась без внимания. Позже позицию департамента озвучила главный специалист по информации Лейни Юрисаар: "Считаем, что если руководитель школы добросовестно выполнял свою работу уже 22 года, он достоин такого признания. Директор действительно отвечает за организацию работы в школе, однако в ходе следствия полиция не нашла вины Ольги Калью, что при признании ее заслуг департамент образования и учел".

Поделиться
Комментарии