Русский еженедельник "День за Днем" задал пяти бывшим министрам по три вопроса. Первый — может ли принятие дополнительного бюджета означать смену правительства Ансипа? Второй — кто виноват в том, что был принят неправильный бюджет? Ведь уже прошлой осенью были заметны признаки опасности. И третий — когда экономический спад может смениться экономическим ростом?

Интервьюируемые, Айвар Сыерд, Март Опманн, Меэлис Атонен, Лийна Тыниссон и Калев Калло не были выбраны случайно, эти люди на практике знают, как руководить министерством и формировать государственную финансовую и экономическую политику. Если не считать заместителя председателя экономической комиссии Рийгикогу Калева Калло, то остальные четверо на сегодняшний день покинули политику, что позволяет им более откровенно делиться своими мыслями.

Если суммировать ответы, то большинство опрошенных утверждает, что политическую ответственность за неверное планирование бюджета и отрицание признаков опасности должно нести правительство Ансипа или, по крайней мере, министр Падар. Политическая ответственность подразумевает отставку. Только Лийна Тыниссон (социал-демократ) сказала, что можно, конечно, искать виноватых, но это не улучшит ситуацию. "Несомненно, "бронзовая ночь" вызвала в правительстве ощущение эйфории. Все вокруг казалось им розово-золотым, и это повлияло также и на бюджет", — сказал она.

"Разумеется, политическую ответственность должны нести не рядовые чиновники, которые просто выполняют свою работу, а правительство, точнее — министр финансов", — отметил Айвар Сыэрд (Народный союз).

"Чиновники, составляющие прогнозы, берут за основу исходные данные. Министр, разумеется, имеет право ознакомиться с этими данными и всегда имеет возможность вмешаться в ход работы. Министр может решить, взять за основу более позитивный или более негативный сценарий", — сказал он.

Меэлис Атонен (заместитель председателя Партии реформ) добавил, что если бы он был министром финансов, то составил бы дополнительный бюджет и понес бы ответственность, то есть ушел бы в отставку. "Но это я — такой чувствительный. На самом деле цепочка виновных довольно длинная", — сказал он.

Также большинство ответивших склонно думать, что, по крайней мере, в этом году точно не стоит ожидать экономического роста — на ближайшие несколько лет следует смириться с ростом экономики в 3–4%.

Но может ли принятие дополнительного бюджета означать смену правительства?

"Если партнеры по коалиции не станут плести интриги, правительство выстоит", — сказал Атонен. "Не без проблем, но все же выстоит. Смена правительства ситуацию не улучшит. С другими партнерами разрешить ситуацию ни капли не проще. Пока что партнеры по коалиции еще помнят данные друг другу обещания", — добавил он.

Бывший министр финансов Март Опманн (Народный союз) посчитал, что негативный бюджет может стать судьбоносным для правительства. "Дальнейшее откладывание исполнения обещаний может стать довольно болезненным", — добавил он.

По мнению Калева Калло (Центристская партия, заместитель председателя экономической комиссии Рийгикогу) то, сохранится ли правительство в нынешнем составе, зависит исключительно от внутренних интриг. "Вот так они и могут нас привести на самое дно", — добавил Калло.

Поделиться
Комментарии