"Можешь ли дать мне стиральный порошок?", "Какое твое любимое блюдо?", "Что ты делаешь вечером?", — Андрей Кузичкин (55) произносит эти фразы по-эстонски и говорит, что выучил уже 130 эстонских глаголов и 100 прилагательных.

Кузичкин, руководивший в областной администрации Томска отделом культуры, прибыл в Эстонию в феврале этого года, живет в центре для беженцев и просит называть себя политическим беженцем. Мужчина опасается, что с ним поступят "по схеме Навального и Ходорковского", и ходатайствует о виде на жительство в Эстонии.

Российский суд в 2013 году признал Кузичкина виновным в присвоении чужого имущества, его на три года лишили права работы в госсекторе. По данным прокуратуры, будучи завотделом, Кузичкин в 2011 году брал у предпринимателей деньги на организацию паломничества верующих в Израиль. Мужчина не забыл и себя, отправившись в землю обетованную вместе с семьей. Суд расценил историю как присвоение чужих средств (речь шла примерно о 2000 евро), хотя Кузичкин утверждает, что оплатил все из своего кармана.

Обвинительный приговор заставил томского чиновника подозревать, что это политический заказ. Он собрал вещи, оставил семью и бежал в Эстонию. С журналистом Eesti Ekspress согласился встретиться, чтобы объяснить, почему его преследуют и что он намерен делать в Эстонии.

Что с вами случилось, почему вы находитесь в Эстонии?

Меня преследуют по политическим причинам. Насколько мне известно, существовала опасность, что против меня возбудят новое политическое дело — уже на основании новой статьи.

Этот приговор не позволяет мне развивать интеллектуальную карьеру, у меня отсутствует возможность работать в сфере, в которой я хотел бы. Например, в сфере образования.

Соответствует ли действительности то, что вы приехали в феврале 2014 года в Эстонию с целью получить здесь политическое убежище?

Проблемы начались раньше, но в 2012 году в отношении меня возбудили уголовное дело за присвоение чужого имущества. Часть 3 статьи 160 — то же, что инкриминировали Навальному и Ходорковскому. Якобы я потратил 98 000 рублей (приблизительно 2000 евро) на отдых с семьей в Израиле.

Утверждаю, что деньги, о которых идет речь, принадлежали турфирме, никто из признанных по суду потерпевшими не обращался ко мне. И в Израиль я ездил на свои деньги. С женой и 14-летним сыном отдыхал там неделю.

Но вы путешествовали с той же турфирмой, услугами которой воспользовались и паломники?

Да, фирма была та же. "Сатурн". Кстати, у нее ко мне претензий нет. Эту статью считают тяжелой: все, на карьере можешь ставить крест. Загранпаспорт отбирают. Что мне оставалось? Политическая миграция.

Думаю, что причина случившегося со мной — новый губернатор! У нас разные политические взгляды. Но вообще мои проблемы начались тогда, когда я захотел пойти работать в МИД. Намеревался стать атташе по культуре в Посольстве России в Эстонии. Ну, теперь я в Эстонии, однако, к сожалению, совсем в другом статусе. И с российским посольством не общаюсь.

Вы являлись заведующим отделом культуры и туризма в областной администрации. Если верить СМИ, не все оценивали вашу работу позитивно. Почему?

Судя по тому, как часто министры культуры меняются в Эстонии, критика в этой сфере неизбежна.

У вас был конфликт с представителями Русской православной церкви?

У меня сложности с некоторыми ее представителями. Меня обвиняли в сектантстве. Дело в том, что я курировал и религиозные объединения. В России существуют писаные и неписаные законы. По Конституции все независимы и свободны, но в действительности это далеко не так.

Есть четыре традиционные религии, они разрешены, остальное запрещено. К примеру, поддержку деятельности мормонов считают поддержкой сектантов. Я как православный представлял себе, что все равны. Последней каплей стали кришнаиты! Я защищал их интересы при строительстве для них деревни, но тут начались всякие дрязги, меня стали обвинять, и деревню кришнаитов сравняли с землей.

Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в России? И почему приехали именно в Эстонию?

Почему Эстония? Потому, что начинать с нуля всегда сложно, а здесь есть русскоязычная община, здесь проще адаптироваться. И понятнее.

Эстонией я начал интересоваться с 1968 года. Уже ребенком из книг знал, что у вас здесь есть Толстая Маргарита…

Что касается России, то, да, там начали перекрывать кислород. Надеюсь, что моя семья скоро опять будет вместе, но теперь уже в Эстонии.

Поделиться
Комментарии