В качестве экспертов выступили член общественно-консультативного совета при администрации президента Белоруссии Петр Марцев, первый вице-президент российского Центра моделирования и стратегического развития Григорий Трофимчук, экс-докладчик ПАСЕ по Белоруссии, депутат Рийгикогу Андрес Херкель и профессор таллиннского университета Audentes Эуген Цыбуленко.

Особого ажиотажа дискуссия по проблемам Белоруссии не вызвала. Количество заинтересованной публики всего лишь на несколько человек превысило количество экспертов. В основном это были белорусские студенты, обучающиеся в Эстонии, среди которых был замечен также местный абитуриент Сергей Метлев, ставший в последнее время знаменитым из-за публичной критики посла РФ в Эстонии.

Андрес Херкель пришел буквально на несколько минут, выступил с коротким сообщением и, сославшись на нехватку времени, удалился. Его выступление не отличалось оптимизмом. Херкель был в 2006 году автором весьма критического доклада в ПАСЕ по поводу президентских выборов в Белоруссии. С тех пор, по его мнению, там мало что изменилось, так как власть "законсервировалась", оппозиция не имеет свободы деятельности (и потому слаба), а сближение, которое в последнее время наблюдается между Белоруссией и Евросоюзом, с точки зрения депутата Рийгикогу, трудно оправдать с моральной точки зрения.

Эуген Цыбуленко, представившись специалистом, как в международной политике, так и в области прав человека, пошел еще дальше. По его мнению, президент Лукашенко не просто диктатор, а "диктатор, руки которого по локоть замазаны кровью". И когда Евросоюз снимает санкции против Белоруссии в обмен на то, что там выпускают часть политических заключенных, то Цыбуленко волнует в этой связи проблема соблюдения прав человека.

Гораздо менее эмоциональными и более содержательными оказались выступления Петра Марцева и Григория Трофимчука. Марцев охарактеризовал нынешнюю ситуацию в своей стране как "отложенный выбор". До недавнего времени Белоруссия существовала как государство-рантье за счет капитала Союзного государства с Россией. Однако в 2007 году Россия резко подняла все тарифы, и Лукашенко начал искать спонсоров на Западе. ЕС поощрил ее участием в программе Восточного партнерства. Но это пока — все.

По словам Марцева, перед Белоруссией три варианта развития. Первый: компромисс в треугольнике ЕС-Белоруссия-Россия, и поиски более эффективной экономической модели. Второй: убедить ЕС в необходимости финансирования коренной реформы системы. Третий: вновь попробовать искать пути решения проблем вместе с Россией. Наиболее вероятный, по мнению белорусского политолога, вариант — первый. При втором и третьем нынешнему руководству страны неизбежно придется уходить. В любом случае, в качестве государства-рантье Белоруссия не устраивает ни Россию, ни Евросоюз.

Григорий Трофимчук высказал осторожный оптимизм по поводу будущего реформы в Белоруссии. Он считает, тот факт, что до сих пор в Белоруссии не было демократии, в какой то степени положительным в данной ситуации. В России все уже привыкли, что разговоры о демократии приводят, как правило, к росту цен. А в Белоруссии выросло поколение молодежи, которое верит в любую демократическую рекламу, не понимая, что она может жестоко обмануть.

Трофимчук назвал президента Лукашенко "трагической фигурой". Президент хорошо понимает, что его страна — своего рода "стыковочный модуль" между Россией и Европой. Когда Белоруссия окончательно пойдет в любую сторону, то этот модуль "отстреливается", он более не будет нужен. В начинающейся ситуации "многовекторности", Белоруссии долго не продержаться. В отличие, например, от Азербайджана, который может пока играть на своей нефти.

Для России Белоруссия, по мнению Трофимчука, во многом потеряна из-за рыночного формата отношений. Великая держава по определению должна "кормить" своих клиентов, как это делают сейчас США. Россия в отношении Белоруссии делать этого больше не хочет. "Мы все, на постсоветском пространстве, хотим друг на друге заработать", — объясняет политолог.

В тоже время Запад, как и в случае с российской оппозицией, поддерживает в Белоруссии абсолютно непроходные политические фигуры. Более того, население Белоруссии может стать "протестным ядром" в европейском пространстве, если обнаружиться, что после вступления в это пространство жить не станет лучше. Встает и вопрос, зачем вообще нужна Евросоюзу Белоруссия, в которой нет ни моря, ни полезных ископаемых? И, наконец, Трофимчук приводит еще один довод в пользу сомнительности "европейского сдвига". Против дальнейшего сближения Белоруссии с Евросоюзом могут негласно, но сильно протестовать нынешние главные потребители европейской помощи — Украина и Грузия.

Поделиться
Комментарии