"Мы убеждены, что разговоры людей можно прослушивать только с разрешения суда. Сегодня это, к сожалению, не так: правила оперативно-розыскной деятельности позволяют в исключительных случаях обойти суд, что, однако, нарушает основные права и свободы человека", — пояснил член правовой комиссии Рийгикогу Андрес Анвельт.

Согласно действующему закону, приказ о проведении тайного прослушивания может по неотложным причинам дать руководитель полицейского учреждения, директор Полиции безопасности или назначенный им служащий. Вступающие в силу в январе 2012 года поправки в уголовно-процессуальный кодекс позволяют по неотложным причинам и с целью предотвратить преступление вести оперативно-розыскную деятельность также с разрешения прокурора.

Прокуратура после этого незамедлительно, но не позднее, чем в течение 24 часов, должна представить ходатайство судье предварительного следствия, который примет решение о правомочности оперативно-розыскной деятельности и ее целесообразности ее продолжения.

По словам Анвельта, это идет вразрез с конституцией, в которой прописано, что у каждого есть право на тайну сообщений, передаваемых по почте, телефону или иным путем. Нарушать конституционное право на тайну сообщения может только суд и только в экстренном случае.

"Непозволительно разрешать исполнительной власти нарушать это право, пусть даже временно. Расширение возможностей тайного слежения несет в себе опасность злоупотреблений. Поэтому тайное слежение должно быть сбалансировано четкими гарантиями того, что люди защищены, в том числе, от злоупотреблений государственной власти", — сказал Анвельт.

Поделиться
Комментарии