Решения о предоставлении Estonian Air госпомощи принимало правительство, которое возглавлял Андрус Ансип. Нынешний вице-президент Еврокомиссии Ансип говорит, что тогда госпомощь была единственной возможностью спасти авиакомпанию от банкрота и избежать масштабной катастрофы, пишет Eesti Päevaleht.

Как вы считаете, решение Еврокомиссии о том, что госпомощь Estonian Air была незаконной, — справедливое и обоснованное?

Теперь я должен быть коллегиальным с комиссаром по вопросам конкуренции (решение приняла европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер — прим. ред.). Как известно, она принимает решения независимо. Мне не разумно давать ей оценку, тем более, что тогдашнее решение о финансировании приняло мое правительство.

В СМИ проведено много параллелей между Estonian Air и Air Baltic. На самом деле, они не уместны. Конечно, можно долго рассуждать о том, была ли это разовая помощь, которую выплатили по частям, или несколько специальных пакетов помощи. Когда мы решили сделать эту инвестицию в Estonian Air, я тоже сказал, что нам нужно было выиграть время. На принятие решения комиссии нужно время, и после решения можно еще выиграть время, обратившись в суд. За это время Estonian Air должна была начать зарабатывать прибыль, или его следовало использовать для подготовки альтернативных вариантов. К сожалению, нужно признать, что это время использовали не самым рациональным образом. Estonian Air ни в один год не вышла в прибыль.

Государство предоставило помощь, чтобы выиграть время?

Если бы мы решили не делать эту инвестицию, произошла бы масштабная катастрофа. Это произошло бы неожиданно. После активного расширения прежнего руководителя Теро Таскила доля рынка Estonian Air составляла более 40% Таллиннского аэропорта. Если бы людей в одночасье оставили где-то без крова искать путь домой, возник бы безумный хаос.

Без госпомощи у Estonian Air не было бы никакой возможности?

Абсолютно никакой. Это был бы немедленный банкрот, без всякой подготовки. Никаких замещающих рейсов. У пассажиров, очевидно, была бы только возможность подать куда-нибудь заявление. Их организованную доставку домой было бы невозможно устроить.

Чувствуете ли вы ответственность за судьбу Estonian Air?

Эти решения были приняты по лучшему усмотрению, на основании лучших знаний. И с нынешними знаниями я не смог бы предложить ни одного лучшего варианта. Какие варианты тогда были? Оказать помощь и попытаться помочь жителям Эстонии и прибывшим из-за рубежа предпринимателям, которые хотят вести деятельность в Эстонии, или позволить фирме обанкротиться, умыть руки и нанести удар по экономике. Смотреть со стороны, как сотни тысяч пассажиров просто останутся без денег? Это ни в коем случае не было бы возможным для меня вариантом.

Государственная инвестиция была единственным вариантом?

Упрекают, что вовремя не спросили согласия Еврокомиссии, чтобы сделать инвестицию. Мы же видим, сколько времени нужно на принятие этого решения. Этого времени у нас тогда не было. Эта катастрофическая ситуация было вопросом дней, а не месяцев.

Чего вы ждете от новой фирмы Nordic Aviation Group?

У меня недостаточно информации, и я почти ничего не знаю об их бизнес-планах. Но я настроен оптимистично и верю, что начинать с чистого листа проще, чем пытаться вывести в прибыль фирму, убыток которой в один год составил более 50 млн евро. Но это зависит от руководства фирмы и отношения эстонцев к новой фирме.

Поделиться
Комментарии