По словам лидера центристов Эдгара Сависаара, созданию рабочих мест в предприятиях можно способствовать налоговыми льготами — освободить предприятия от определенных налогов и дать им такие льготы, чтобы они поспешили с созданием рабочих мест. На последних биржах труда, сказал Сависаар, каждый раз 300-400 рабочих мест предлагали частные предприятия.

Лидер реформистов Андрус Ансип выразил уверенность, что в конечном итоге мы вполне можем войти в число богатейших стран Европы. "Кто не ставит себе высоких целей, тот летает низко. Несмотря на глубокий кризис, который охватил не только Эстонию, но весь мир, по данным Международного валютного фонда, экономический рост в Эстонии был самым быстрым в Евросоюзе. Если мы так будем продолжать, то однажды окажемся в числе самых богатых".

Лидер Союза Isamaa и Res Publica Март Лаар сказал, что для оживления экономики его партия намерена пойти путем снижения налогов. "Я убежден, что если мы хотим достичь роста экономики, мы должны пойти путем снижения налогов. Второй приоритет для нас — это образование, поскольку, если мы не сумеем реорганизовать нашу систему образования, сделать ее качественной, если не сможем сделать образование доступным, то есть, бесплатным для каждого эстоноземельца, то мы не достигнем роста экономики".

Алексей Лотман, кандидат от Партии зеленых, отвечая на вопрос ведущего, каковы могут быть последствия их идеи ввести 32-часовую рабочую неделю вместо нынешней 40-часовой, ответил, что люди будут меньше уставать и это выведет экономику в рост. Не возникнет ли налоговая яма? "Какая налоговая яма возникла тогда, когда в течение ста лет мы перешли с 14-часового рабочего дня на 8-часовой? Экономика выросла благодаря этому".

Первый номер списка Русской партии Эстонии Димитрий Кленский подчеркнул, что проблема безработицы — это в первую очередь проблема не эстонцев, а русских. В Таллинне, сказал Кленский, безработица среди русских в четыре раза выше, не говоря уже об Ида-Вирумаа, а также о юго-восточной Эстонии. "Все то, что здесь предлагается, нами рассматривается — поддерживаем или нет. Для нас есть вопрос экзистенции, вопрос сохранения русской общины, русскости в Эстонии. Что касается безработицы, то мы должны повернуться лицом к России".

Социал-демократ Свен Миксер отметил, что следует предоставить льготы на те расходы, которые сами предприниматели направляют на улучшение квалификации своих работников. "Образование — это, конечно, ключевой вопрос, только финансирование качественного образования невозможно при снижении налогов. На самом деле, самый большой стратегический вызов для Эстонии сейчас — как достичь качественного прорыва и стать страной не дешевой, но умной рабочей силы. Правые партии говорят, что мы можем достичь лучшего соотношения цены и качества нашей рабочей силы через снижение налогов. Мы говорим, что это тупик".

Реформист Андрус Ансип настаивал, что государство вообще не должно создавать рабочие места. "Государство должно создать благоприятную среду, чтобы эти места создавались. Я не согласен, что рабочие места возникают при высокой налоговой нагрузке. Согласен с коллегой Мартом Лааром, что налоговую нагрузку нужно снизить. И при низких налогах создаются рабочие места. Но согласен и со Свеном Миксером — да, государство должно обучать рабочую силу, участвовать в переобучении, и государство с этим в последние годы хорошо справилось".

Сависаар выразил несогласие с Ансипом, заявив, что государство-таки должно помогать созданию рабочих мест, делать активные шаги. "Фонд развития предпринимательства был создан именно для того, чтобы создавать "умные" рабочие места в Эстонии. И после того, как были проданы акции Telekom, фонд вымирает. Сейчас государство работает против того, чтобы создавать рабочие места. Не согласен с Кленским, что безработица — это только проблема русских. Чем положение юго-востока, хотя это чисто эстонский регион, лучше, чем северо-востока? Не согласен и с "Ура!"-восклицаниями, что у нас самый быстрый рост экономики".

Алексей Лотман от Партии зеленых удивился, почему никто из говоривших не затронул тему сельского хозяйства. "Удивлен, что никто не говорил о сельском хозяйстве и о том, какие важные решения должны в ближайшее время родиться на уровне Евросоюза на тему того, каким должно быть сельское хозяйство во всей Европе после 2013 года. Это для нас тема национальной безопасности, потому что нельзя серьезно говорить о такой независимости, когда в случае любого кризиса мы должны бояться, будет ли нам что кушать или нет".

Представитель Народного союза Андрус Блок заявил, что нужно помнить о том, что у нас под боком огромный рынок — рынок Петербурга, и Эстония кормила этот рынок десятилетиями, а теперь этот рынок практически закрыт. "Несомненно, нужно ладить с соседями. Этот рынок за последние годы упал в три-четыре раза".

Андрус Ансип не замедлил отреагировать: "Это утверждение не соответствует действительности, извините, что вмешиваюсь. В 2000 году экспорт в Россию составлял 2,4 процента, а в прошлом году — 10,4 процента. Не повлиял ни Бронзовый солдат, ни различные призывы не покупать эстонские товары и услуги. Эстонская доля рынка в России росла постоянно. То же можно сказать о российских туристах. Их поток в Эстонию увеличился в 2007-2009 годах в два раза, а в прошлом году еще на 50%".

Блок: "Я говорю сегодня о производстве".

Поделиться
Комментарии