”Мы были шокированы, увидев, сколько должников официально не трудоустроено”, — отметил автор анализа помощник судебного исполнителя Владимир Кучмей. Трудоустроенные должники часто меняют место работы, а медианная зарплата этой категории должников составляет всего лишь 382 евро, пишет Eesti Päevaleht.

В списке бюро Кучмей около 10 000 должников-частников, взыскание долгов в отношении которых начали либо другие частные лица или власти (самый простой пример: безбилетный проезд или превышение скорости).

Две трети должников — мужчины, преимущественно в возрасте 20-40 лет. Если же рассматривать только общественно-правовые иски, доля должников-мужчин достигает 88%.

”Мы видим, что в производстве находятся лица, которые, скажем прямо — неплатежеспособны. С них невозможно получить деньги, они не работают, имущества у них нет”, — отметил Владимир Кучмей.

Он также пояснил, что каждому производству сопутствуют расходы — от трат на бумагу вплоть до выплаты зарплат. ”Однако факт заключается в том, что мы не возвращаем затраченный на таких должников ресурс. По сути выходит так, что платежеспособные лица финансируют производства в отношении неплатежеспособных должников. Говорят, что плата судебному исполнителю высокая, однако следует учитывать, что у нас есть должники, от которых получить деньги невозможно”, — посетовал помощник судебного исполнителя.

Анализ бюро Кучмей уникален, поскольку на уровне республики такие данные не собираются. Тем не менее, заместитель председателя палаты судебных исполнителей и управляющих банкротством Мати Кадак, посмотрев на анализ, предположил, что данные можно даже считать обобщенными — то есть в определенном смысле справедливыми для всей республики.

Руководитель отдела частного права Министерства юстиции Индрек Никлус указал, что эти данные демонстрируют тенденцию. Также он обратил внимание на следующее: ”Также следует учитывать, что в портфеле судебного исполнителя надолго застревают лица, которые имеют проблемы с выплатами. Помимо прочего анализ не показывает, сколько людей выплачивает свой долг добровольно”.

В списке клиентов бюро Кучмей имеются и исключительные примеры неплательщиков. Например, молодой человек 1990 года рождения ”собрал” двести долговых исков: среди них лишь два гражданских иска, остальные касаются преимущественно безбилетного проезда в общественном транспорте Тарту.

”Государство говорит о том, что мы должны делать для повышения эффективности взысканий штрафов. А разве выписывать штрафы — разумно? Повлияет ли на человека то, что кто-то выпишет ему 21 штраф? Система исполнительного производства перегружается, а результат крайне плачевный”, — отметил Кучмей.

Однако Кадак признал, что некоторые положительные изменения все же происходят. Правоохранители пришли к пониманию, что содержание под стражей наркозависимых является более разумной мерой наказания, чем штраф. То же касается злостных нарушителей ПДД.

Поделиться
Комментарии