Секретарь Таллинского окружного суда сообщил BNS, что адвокат 81-летнего Карпова, Анатолий Ярославский добивался оправдания своего подзащитного в государственном суде, но суд третьей инстанции отклонил ходатайство об этом.

Окружной суд Таллина в середине декабря прошлого года не удовлетворил апелляционную жалобу Карпова на приговор городского суда.

Таллинский городской суд 31 октября 2002 года признал Юрия Карпова виновным в преступлениях против мирных жителей в 1949 году и приговорил его к 8 годам тюрьмы. В то же время, учитывая преклонный возраст осужденного, суд решил не приводить приговор в исполнение в случае, если в течение 3 ближайших лет Карпов не совершит умышленно нового преступления — сообщил BNS пресс-секретарь суда.

За преступление первой категории Карпов должен выплатить государству штраф в размере 3700 крон.

Прокурор Таллина требовал признать Карпова виновным в преступлениях против человечности, но при этом предлагал приговорить его к 8 годам тюрьмы условно с 3-летним испытательным сроком.

По мнению прокурора, смягчающим обстоятельством в деле Карпова является то, что Карпов совершил указанные преступления, подчиняясь приказу. Прокурор просил также учесть преклонный возраст подсудимого. Прокурор добавил, что у следствия нет данных, подтверждающих, что в ходе подготовки депортаций мирных жителей Эстонии в 1949 году Карпов проявлял особенную инициативу и служебное рвение. В то же время прокурор назвал отягчающим обстоятельством то, что среди сосланных в Сибирь жителей Эстонии были дети и пожилые люди.

Защитник Карпова просил суд оправдать его подзащитного в силу отсутствия доказательств вины.

В своем последнем слове Карпов опроверг обвинения в причастности к депортациям мирного населения Эстонии и попросил суд оправдать его. По словам Карпова, он в должности старшего оперуполномоченного Харьюского отдела госбезопасности Эстонской ССР должен был выявлять нелегалов и шпионов, но не выселять людей в Сибирь. "Я работал в центральном аппарате в Таллине, но в 1946 году в порядке дисциплинарного наказания меня перевели в Харьюский отдел", — рассказал Карпов. Он добавил, что должность у него осталась прежней, а зарплата стала меньше.

Карпов заверил суд, что он не занимался делами "кулаков", ему было поручено только выявлять нелегалов и шпионов. "Их выявление считалось гораздо более важным делом, чем высылки людей", — подчеркнул Карпов.

Он рассказал, что вся операция по депортации в конце марта 1949 года в Эстонии была засекречена, ей даже присвоили кодовое наименование. "Я не входил в круг причастных к операции людей и ничего не знал о ней", — заявил Карпов.

О начале операции по депортации Карпов узнал, по его словам, за два-три дня до ее проведения, но и тогда его задачей осталось искать шпионов, а не составлять списки высылаемых и их имущества.

Карпов не сумел объяснить суду, почему на копиях подшитых к делу документов о передаче высылаемых на железнодорожной станции Кейла стоит его подпись. "Я никогда не бывал на станции Кейла", — заверил Карпов. Он добавил, что он не может давать показания на основании копий отдельных документов дела, "вырванных из контекста".

Суд ранее заслушал показания троих пострадавших от сталинских репрессий, которым в те годы было шесть, девять и тринадцать лет. По словам самих потерпевших, они помнят, как ссылали их семьи, но ничего не могут сказать по поводу Карпова.

По составленному полицией безопасности обвинению, служивший старшим оперуполномоченным в органах госбезопасности Эстонской ССР Карпов был причастен к ссылке в Сибирь 41 жителя Харьюского уезда Эстонии 25-29 марта 1949 года.

Как утверждает следствие, накануне депортации Карпов составил ссыльные списки на этих людей, задержал их и доставил к сборному пункту на железнодорожном вокзале в городе Кейла под Таллином. Полиция выяснила, что Карпов подписал и соответствующие секретные докладные о задержании и передаче жителей Харьюмаа.

Большинство из тех, кто при участии Карпова был отправлен из Раплаской, Кыуэской и Харкуской волостей в ссылку в Красноярскую и Новосибирскую области, вернулись на родину в 1958 году.

Ранее суд признал виновными еще четырех бывших оперуполномоченных, которые участвовали в депортациях мирного населения Ляэнеского, Пярнуского и Ярваского уездов в марте 1949 года.

Поделиться
Комментарии