Для сравнения: в Латвии и Литве в нынешнем году промышленная продукция выросла на 2-3% и даже долгое время пребывавший в состоянии спячки промышленный сектор Финляндии сумел нарастить объем производства на процент. Жалкий результат, который показала Эстония, трудно объяснить даже влиянием единичных секторов: даже без учета оказавших самое значительное негативное влияние электронной промышленности, горнодобывающего сектора и производства сланцевого масла рост промышленной продукции составил бы всего-навсего 2%.

Если докапываться до причин, объем производства снизился в двух других крупных отраслях — в пищевой и металлообрабатывающей. Рост же в таком крупном секторе, как деревообработка, в этом году замедлился и не смог компенсировать разницу. Снижение объемов производства в пищевой промышленности можно обосновать тяжелым положением в сфере экспорта, а трудности металлообрабатывающего сектора — незначительным объемом капитальных инвестиций, как в Эстонии, так и за рубежом. В то же время мы уступаем соседям во многих отраслях. Если в Эстонии объем производства в металлообработке снизился, то в Финляндии и Латвии данный показатель вырос, в последней — на целых 8%. И в деревообрабатывающей отрасли Латвии в нынешнем году рост оказался наиболее заметным, не говоря уже о 17%-м подъеме в электронной промышленности.

Нельзя исключать, что в некоторой степени результаты эстонских предприятий ухудшил быстрый рост трудозатрат. Процесс разработки продукции не смог выдержать быстрый темп, в котором происходило удорожание рабочей силы. В условиях медленного товарообмена не происходит постоянного возникновения нового спроса, что позволило бы расти всем участникам рынка. Более быстрый темп роста предполагает способность предприятий отвоевывать рынок у других, однако найти для этого конкурентные преимущества становится все труднее.

Поделиться
Комментарии