"Деньги свободны" — именно под таким лозунгом проходила пенсионная реформа. Однако для тех, чей счет арестовали судебные исполнители, все не так просто. Например, если на такой счет поступит в сентябре 10 000 евро со второй пенсионной ступени, судебный исполнитель запросто может забрать половину суммы.

При этом пенсионный накопления со второй ступени можно перевести только на свой личный счет, а не счета друзей или семьи. Конечно, логично было бы наконец избавиться от долга, но многие люди хотят обвести судебных исполнителей вокруг пальца.

Все дело в счете


Но реформа оставила должникам лазейку. Достаточно всего лишь дать Пенсионному центру свой иностранный номер банковского счета, и таким образом на какое-то время избежать вмешательства судебных исполнителей.

Многие судебные исполнители сначала не были в курсе этого, так как Палата судебных исполнителей и банкротных управляющих была уверена — представлять для выплаты пенсионных денег можно только банковский счет в кредитном учреждении, зарегистрированной Финансовой инспекцией Эстонии.

Все дело в том, что судебные исполнители могут арестовать эстонские счета, но в случае с иностранными финансовыми учреждениями это вне их власти — вначале. Именно вначале, так как когда судебный исполнитель узнает, что должник направил свои деньги, например, на счет немецкого Deutsche Bank или финского Sampo Pank, то он может инициировать производство о скрытых доходах.

Однако к этому моменту должник может уже опустошить свой иностранный счет, и для судебного исполнителя здесь нет ничего хорошего: от очередного штрафа или наказания в виде тюремного срока для должника судебным исполнителям мало выгоды.

Решение проблемы — в руках государства


Решить проблему можно было бы, если судебные исполнители могли подавать акты об аресте напрямую в Пенсионный центр — тогда арестованную сумму взыскали бы с должника и сразу перевели на счет судебного исполнителя, а уже потом оставшаяся после всего этого сумма поступила бы на счет должника.

Но тут возникает другая проблема. Арестных актов отношении одного лица может быть несколько, и судебный исполнители массово стали бы подавать акты в Пенсионный центр. Центр же не в состоянии вручную обработать все акты — а дигитального решения для этого создать попросту не успели! Поэтому в закон пенсионной реформы в последний момент добавили пункты, снявшие эту нагрузку с Пенсионного центра вплоть до 2023 года.

Если Эстония, будучи э-государством, успеет создать систему обработки арестных актов до сентября, то есть первой волны выплат, то судебный исполнители смогут вздохнуть спокойно, так как проблема с иностранными счетами исчезнет: деньги должников удастся получить до того, как они исчезнут.

Казалось, а что такого плохого в этой лазейке? Но не стоит забывать, что за каждым должником стоит тот, кому он должен деньги — будь то частное лицо или государство. Ждать деньги от должника может нуждающаяся в алиментах мать-одиночка или потерявший здоровье от чужих рук отец семейства, требующий компенсацию.

При этом из всех требований, которыми занимаются судебные исполнители, 60-70% образуют требования государства к должникам. Взыскания ждут десятки или даже сотни миллионов евро. Поэтому пенсионная реформа дала не только людям, но и компаниям и государству надежду, что они наконец получат причитающиеся им деньги. Теперь же это остается под вопросом.

Поделиться
Комментарии