По словам председателя Союза лесной и деревообрабатывающей промышленности Эстонии Яака Нигула, эпидемия коронавирусной инфекции серьезно отразилась на лесной и деревообрабатывающей промышленности, однако, в секторе действуют, как правило, хорошо капитализированные предприятия с современной технологией, которые сумели на первых порах продолжать свою деятельность. Для того чтобы лесная и деревообрабатывающая промышленность смогла и в будущем играть роль крупнейшего балансира эстонской внешней торговли и важнейшего работодателя, сектор нуждается в стабильной предпринимательской среде. Союз приводит три сферы, связанные с обеспечением конкурентной способности, стабильной предпринимательской средой и государственными инвестициями.

Первое предложение касается стабильной предпринимательской среды. ”Лесная и деревообрабатывающая промышленность — самая современная в Эстонии отрасль промышленности. Она базируется на принципе сохранения эстонских лесов и предоставления стабильного лесного сырья на протяжении долгого времени. Инвестиции в объеме десятков миллионов евро не делаются на пару лет”, — говорит Нигул. В своем обращении Союз подчеркивает необходимость формирования четкой общей позиции, согласно которой в ближайшие годы не будут устанавливаться сезонные ограничения на деятельность по вырубке и увеличиваться площадь охраняемых лесов. ”Вместо лесного покоя в этом году в Эстонии установился общий экономический покой, который, в свою очередь, повлечет за собой культурный покой, научный покой и множество других видов покоя, поскольку просто нет денег. Разрушающее влияние остановки экспортирующих отраслей экономики ощущает на себе огромное количество жителей Эстонии, постольку только экспорт гарантирует поступление дополнительных денег в государственную казну”, — говорит Нигул. В период кризиса лесной и деревообрабатывающий сектор был одним из немногих секторов, в котором, согласно данным Департамента статистики, уровень занятости населения увеличился.

Второе предложение касается конкурентной способности сектора. Нигул говорит, что владельцы частных лесов начнут сокращать деятельность по вырубке из-за снижения цен на древесину, что, в свою очередь, окажет влияние на рабочие места в сельских регионах. ”Государство могло бы с целью компенсации такой тенденции временно увеличить объем вырубки государственных лесов, что позволит государству получить прямые и косвенные доходы через продажу лесоматериалов и поступающие через промышленные предприятия налоги”, — поясняет он. С лесной и деревообрабатывающей промышленностью в Эстонии связано примерно 60 000 рабочих мест в основном в сельских регионах.

Третье предложение касается государственных инвестиций, которые помогут сохранить для будущих поколений здоровые и качественные леса, а также будут способствовать достижению целей зеленого соглашения Европейского Союза. Для этого, по мнению Союза, необходимо инвестировать в возобновление лесов, лесные дороги, а в некоторых местах — также в осушительные каналы. Также сектор считает важным, чтобы с целью достижения углеродной нейтральности государство при оформлении заказов в сфере строительства перевело свой взор с бетона на древесину и поддержало научные учреждения в исследовании переработки древесины. ”Древесина — материал будущего. Растущие деревья связывают находящийся в воздухе углерод, а деревянные изделия притягивают и надолго удерживают в себе углерод. Замена продукции из фоссильных материалов на продукцию из древесины дает многократную пользу природе”, — поясняет Нигул. В качестве одной из важных вех сектор считает строительство Экологического дома (Keskkonnamaja), который мог бы стать международным референсным зданием эстонской деревообрабатывающей промышленности.

По словам Нигула, эстонские леса находятся по историческим причинам в плохом состоянии. В течение одного поколения леса собственность переходила из рук в руки, стабильность лесоводства и ухода за лесами была нарушена. ”Значительная доля эстонской древесины идет на отопление, поскольку у нас — слабая лесохимическая промышленность, и много плохо ухоженных, старых и больных лесов. Древесина как возобновляемый природный ресурс имеет несомненное преимущество перед фоссильным сырьем, и возможности использования древесины намного шире. Если бы мы сами умели производить химическую переработку своей древесины, мы смогли бы сохранить это богатство в Эстонии. Сучья, пораженные гнилью деревья и древесная щепа, из которой финны производят продукцию с очень высокой добавленной стоимостью, в Эстонии перерабатываются на гранулы или экспортируются в Скандинавию”.

7 важных фактов о лесной и деревообрабатывающей промышленности:

  • Согласно данным Департамента статистики, уровень занятости населения в сельском и лесном хозяйстве увеличился в период чрезвычайного положения на 4%.
  • В марте (первый месяц чрезвычайного положения) объем экспорта древесины и древесной продукции Эстонии составил 131 миллионов евро. Положительный внешнеторговый баланс лесного и деревообрабатывающего сектора был самым большим из всех секторов экономики. Экспорт древесины и древесной продукции превысил импорт на 77 миллионов евро.
  • Из недавно опубликованного Swedbank исследования промышленных предприятий следует, что деревообрабатывающая промышленность — самая современная в Эстонии отрасль промышленности. Если средний показатель автоматизации и дигитализации производственных процессов промышленных предприятий Эстонии составил 35%, то в деревообрабатывающей промышленности он равен почти 50%.
  • Согласно социально-экономическому анализу Ernst & Young Baltic AS, каждое 10 рабочее место в Эстонии связано с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. Самый высокий уровень занятости — в Центральной (20%) и Южной (15%) Эстонии.
  • Социально-экономический анализ Ernst & Young Baltic AS подчеркивает, что при переработке каждого миллиона кубометра древесины создается 156 миллионов евро добавленной стоимости.
  • Климатический отчет ООН подчеркивает, что связанная с лесом хозяйственная деятельность оказывает положительное влияние на климат. ”Надо больше использовать древесную продукцию, которая отличается продолжительным сроком службы”, — сказал председатель МГЭИК Хёсон Ли. ”Так содержащийся в воздухе углерод, связанный деревьями, остается в них надолго”. Использование древесины, например, вместо бетона, железа или сланца уменьшает углеродный след, оставляемый этими продуктами.
  • Лесная и деревообрабатывающая промышленность — основной стабилизатор внешнеторгового баланса Эстонии, положительное сальдо которого составило в 2019 году 1.6 млрд евро. Благодаря экспорту древесной продукции, Эстония имеет финансы для закупки, например, электроники, топлива, машин или лекарств.
  • Объем ежегодных налоговых поступлений в государственный бюджет от лесохозяйственного сектора равен бюджету Министерства образования и науки, составляя примерно 700 миллионов евро.
Поделиться
Комментарии