Ни для кого не секрет, что эстонцы любят считать деньги и сравнивать себя с остальными, пишет Аррак, добавляя, что наиболее распространенная сравнительная база - это ВВП на душу населения. И если сравнивать Эстонию с самой богатой страной Европы - Люксембургом, получается, что мы живем в 4 раза беднее.

В Люксембурге соответствующий показатель равен 81 100 долларов, в Эстонии - 20 600. Здесь можно задаться вопросом, живут ли люксембуржцы в четыре раза лучше эстонцев. Или - живут ли финны (ВВП на душу населения - 36 700 долларов) в два раза лучше своих ближайших южных соседей. Любой, кто хоть немного путешествовал, знает, что качество жизни не отличается в разы, отмечает Аррак.

В то же время, по его словам, ясно, что эстонские учителя, спасатели или медсестры не понимают, почему им платят в несколько раз меньше, чем их коллегам по ту сторону залива. "Естественно, они винят набивающее свои карманы правительство, - добавляет экономист. - Забастовка врачей показывает, что даже высокообразованные люди не обязательно всегда понимают простую логику экономики".

"Факт в том, что ни учитель в классе, ни медсестра в палате не приносят денег обществу. Косвенно - да, но не напрямую. Деньги создаются в производящей промышленности".

Разница же, по словам Аррака, заключается в том, что когда в Норвегии пилят лес, выстраивается длинная цепочка, влияющая на его стоимость, и, в конце концов, из этого дерева получается дорогая фанера, из которой делают "антикварную мебель", продаваемую на вес. В Эстонии спиленный лес зачастую отправляется на экспорт в том же виде. Произведенная в Эстонии и не экспортированная продукция стоит еще дешевле.

Все дело - в производительности рабочего часа, поясняет Аррак: когда норвежец работает один час, он создает ценности на 68,7 евро - ведь нефть стоит дорого. В Дании соответствующий показатель составляет 48,5 евро, в Швеции - 44,4 евро, в Финляндии - 40 евро, в Эстонии - 10,8 евро, в Литве - 9,2 евро и в Латвии - 7,8 евро. Разница Эстонии и Норвегии составляет 6 раз. Именно по этой причине норвежским учителям или медработникам удается платить в разы большую зарплату, чем у нас.

Что же нам теперь делать с этим знанием, задается вопросом ученый и отвечает, что ясно одно - никакой формулой не получится увеличить зарплаты эстонских врачей в два или три раза, и ни одна забастовка не поможет создать дополнительные деньги.

В областях, не связанных с производством (включая бюджетников), зарплаты можно поднять только за счет роста производительности производящих секторов, подводит итог Аррак, подчеркивая, что на это требуется время. Повышение налогов же совершенно точно не улучшит бизнес-климат в Эстонии, отмечает он в заключение.

Поделиться
Комментарии