Сколько голов скота сейчас у фирмы Estonia?

У нас 2200 дойных коров и столько же молодняка.

Сколько молока вы производите в день?

Примерно 55 и более тонн. Не знаю точно, самый ли мы крупный производитель молока в Эстонии, но один из крупнейших — точно.

Сколько в Estonia работников и какова средняя зарплата?

Приблизительно 135–140 работников. Зарплата в прошлом году была 925 евро. В этом году она точно выше.

Кому вы продаете молоко?

Уже примерно десять лет все наше молоко идет в Valio. Несколько лет назад мы здорово обожглись на банкротстве Rapla Lacto. Больше экспериментировать не хотим. Раньше говорили и с несколькими другими предприятиями, но, например, компании Tere мы молоко никогда не продавали.

Почему?

Ну, другим производителям молока бывало порой трудно получить у Tere деньги. Оливер Крууда взял под производство большие кредиты и пытается выжить с их помощью. Наверно, нам не нравилось и то, как он ведет бизнес. Он неоднократно приходил к нам на переговоры о продаже ему молока, но мы всегда отказывали. А теперь еще эти разговоры о Крыме и России… (Марранди намекает на материал от 30 июля в Eesti Ekspress, где Крууда высказался в том духе, что исторически Крым и принадлежал России, на нее не надо распространять санкции за ведение войны с Украиной и вообще т.н. Крымский референдум был абсолютно законным. — Ред.). По логике Крууда и Эстония должна быть исторической территорией России, так как Северная война — это еще более далекое прошлое, чем присоединение Крыма к России в конце 18 века. Если Крым вообще кому-то принадлежит исторически, так это крымским татарам, а не русским. Такие дурости говорить все же не стоит. Если сказать нечего, лучше промолчи.

Естественно, было бы хорошо, если бы эстонские предприниматели могли продавать российскому рынку различную продукцию. Этот рынок близок, в общем знаком, но вместе с тем чрезвычайно нестабилен и во многом зависит от политических решений. Россия же годами чинит препятствия нашим производителям. Эти ветеринарные проверки и найденные недочеты — это же вещи с политическим привкусом. Многие эстонские производители из-за этого дистанцировались от российского рынка. На него никогда нельзя положиться. 

Вернемся к молоку. Сколько его производят в Эстонии ежедневно?

Где-то 1400–1500 тонн.

И, говорят, что часть сразу вывозят из Эстонии?

Да, уже лет пять-шесть эстонские производители ежедневно продают 600–700 тонн молока Литве. Там есть производства, которые могут поглотить 1500 тонн в день.

Экспорт, несомненно, необходим, так как эстонская молочная промышленность не смогла бы по нормальной цене купить и переработать эти 700 тонн молока. Однако, с другой стороны, молоко можно было бы экспортировать в виде готовой продукции — в качестве молочного порошка, сыра или масла.

Valio по меркам Европы — сравнительно небольшое предприятие. Крупные производства располагаются к западу от Северных стран. И их потребность в молоке только растет. Кроме того, Россия годами не в состоянии прокормить себя. Поэтому она все равно должна импортировать продовольствие.

Почему государство с такими земельными угодьями не может производить необходимое количество молока?

Там другие трудовые привычки. Хотя и там есть приличные фермы, в стране в целом никогда не было нормальных навыков производства молока. Русские — беспокойные сердца, хорошо играют в хоккей, но скотоводство и производство молока требуют терпения.

Часть энергии идет, вероятно, и на пьянство.

Без сомнения, есть проблема и с качеством рабочей силы. Корова сама по себе и по милости Божьей молока не даст. Надо довольно сильно попотеть.

Как вы думаете, санкции, которые вводятся из-за российско-украинского кризиса, могут повлиять и на эстонских молочников?

Наверно, как-то влияют, но, очевидно, не слишком сильно. Как я уже сказал, Россия не в состоянии обеспечить себя продуктами питания. Ей неизбежно надо их закупать. И не только молочную продукцию.

По слухам, Эстонии грозит т.н. молочный штраф. Мы производим слишком много молока, вот-вот превысим квоту, и Евросоюз нас накажет.

Годовая квота Эстонии — приблизительно 670 000 тонн молока. На сегодняшний день эстонские производители израсходовали и весь резерв, что означает, очевидно, то, что в будущем году будем платить штраф. Estonia должна заплатить, вероятно, примерно пару десятков тысяч евро.

Поделиться
Комментарии