В начале 2015 года, когда о расширении тренировочной зоны Сил обороны знали лишь немногие, заместитель заведующего отделом Министерства обороны Каупо Каазик посетил Пыхья-Кырвемаа, где побывал в частности на хуторе 76-летнего Яака Вейссерика. "Много они не говорили, сидели и слушали меня", — рассказал Вейссерик газете Eesti Päevaleht. По его словам, их единственным предложением было то, чтобы они получили преимущественное право покупки его земли.

"Земли предков не продаются", — ответил на это Вейссерик.

Поводом для встречи был план министерства создать вокруг водохранилища Соодла новую зону для учений и расширить зону риска существующего центрального полигона. А это означает, что стрельба и взрывы подберутся еще ближе к жителям, а зона риска — территория, на которую, согласно черному сценарию, могут попадать боеприпасы, вылетевшие из сектора, — будет охватывать большую часть заповедника Кырвемаа вместе с расположенными в нем туристическими тропами.

Новая тренировочная зона и расширенная зона риска позволят проводить учения для БМП CV-90, которые в ближайшее время окажутся на вооружении Сил обороны, и маневры на уровне НАТО при участии танков.

Чиновники общались и с другими местными жителями и принимали участие в общественных дебатах. Тем не менее, вокруг строительства нового полигона до сих пор существует завеса тайны — точной карты создаваемого полигона нет. На запрос газеты о карте Минобороны ответило, что сейчас имеется лишь первоначальный проект, который еще не готов, так что его нет смысла где-либо печатать.

Вице-канцлер Министерства обороны Неле Лоорентс сказала, что точное расположение границ не будет известно до тех пор, пока правительство не одобрит новую тренировочную зону и зону риска. С предложениями в правительство планируют идти через пару месяцев, и только после получения одобрения начнут заниматься точным планированием и исследованием влияния на окружающую среду. Она подчеркнула, что планирование — это открытый процесс, и целью является найти решение, которое будет приемлемым для всех.

Господствующая сейчас неопределенность вводит в замешательство жителей района. "Я видел эту карту, но каждый раз границы зоны риска немного менялись", — сказал Вейссерик, чей дом, согласно планам, которые были известны до настоящего момента, не находится в зоне риска, но его поля — уже в ней.

Не могут свою деятельность на будущее планировать и местные туристические предприятия, которые не хотят просто отказываться от того, чтобы были создано собственными руками. По словам хозяйки центра отдыха "Леппоя" Эне Рейнвельд, им сообщили, что зона риска полигона будет расширена, но уточнений не последовало. Согласно показанным им картам, построенный семьей туристический хутор окажется в зоне риска. С двумя семьями ведутся переговоры о покупке их домов государством. По словам Лоорентс, принудительное отчуждение не является целью, однако, она и такого решения не исключает.

Широкой общественности, пожалуй, наиболее известен попадающий в зону риска отрезок туристической тропы RMK Оанду-Икла, проходящий по заповеднику Кырвемаа, который является одной из самых живописных частей тропы. Согласно имеющимся планам, это означало бы его закрытие каждый четвертый день.

Ведущий специалист по охране природы Департамента окружающей среды Тийна Напп сказала газете, что Министерство обороны еще не представило план действий, на основании которого было бы возможно оценить, какое влияние на указанный заповедник может оказать езда боевых машин.

Поделиться
Комментарии