Владельца уволить нельзя, но происходящее в Krediidipank доказывает, что его деятельность можно ограничить, и еще как, пишет Eesti Ekspress.

Основным собственником банка является российский Банк Москвы. Россияне появились здесь 15 лет назад, когда эстонцам нужен был дополнительный капитал.

В течение многих лет Москва не вмешивалась в деятельность Krediidipank. Все поменялась пару лет назад, когда со своего поста ушел Юрий Лужков, а в Банке Москвы сменилось руководство, и новые руководители обнаружили, что часть их доли исчезла. Эстонцы узнали, что новое начальство хочет получить доступ в том числе и к местным банковским тайнам, например, к информации о том, какие российские клиенты переводят свои деньги через этот банк.

Исполнительное руководство во главе с Андрусом Клуге успешно отразило попытку россиян создать внутрибанковский "контрольный комитет", так как у владельца банка нет права иметь доступ к информации о клиентах.

Однако россияне этого так не оставили. Самым прямым способом взять руководство предприятия в свои руки является приобрести контрольный пакет акций, заменить совет и назначить в банке новое правление. Но и в этом россиянам помешали.

Когда россияне на общем собрании в марте прошлого года представили своих кандидатов, мелкие акционеры подняли хай, заявив, что по закону кандидатов следует представлять заранее, и таким образом в совет попали представители только мелких акционеров.

Совет избрал председателем Андруса Клуге, а исполнительным директором вместо него назначил Вальмара Моритца.

Но Москва слезам не верит. Россияне продолжили борьбу - приобрели еще акции, их доля выросла с 43 процентов до почти 60 процентов.

В апреле этого года россияне снова попытались сменить совет, представили своих кандидатов вовремя. Но представлявший одного из мелких акционеров адвокат Тоомас Вахер сообщил на собрании, что россияне не представили вовремя разрешение Финансовой инспекции на приобретение такой большой доли в банке (в банковском деле крупную долю можно купить только после того, как государственная власть признает акционера подходящим). В итоге Банку Москвы было дано десять процентов голосов минус один голос.

Представитель Банка Москвы Леонтий Черненко заявил, что "происходящее напоминает Россию в 90-е годы. Как может быть такое, что акционеру, которому принадлежит 59,9 процентов акций, не позволяют принимать участие в собрании?!"

В мае российские акционеры созвали чрезвычайное собрание и снова попытались заменить совет. Теперь у них имелось разрешение на владение долей, и все равно у них ничего не получилось - в уставе банка говорится, что для внеочередной смены совета нужно 2/3, т.е. 66.67 процента голосов. У Банка Москвы было всего 59,9 процента.

Весной в игру вступила Финансовая инспекция, по мнению которой Клуге больше не может быть членом совета. Причина - его вмешательство в борьбу акционеров за власть. Инспекция посоветовала Клуге добровольно уйти с должности, Клуге не согласился. Правление инспекции приняло официальное решение о том, что Клуге более не подходит на занимаемую им должность.

Если бы Клуге по-прежнему входил в правление банка, то Финансовая инспекция смогла бы его в момент снять с должности. Но в случае с членом совета это невозможно, решение о снятии Клуге с должности могут принимать акционеры.

Клуге обжаловал решение Финансовой инспекции в административном суде. Россияне же готовят новую попытку: через две недели в банке пройдет очередное чрезвычайное собрание акционеров. Борьба за власть продолжается.

Поделиться
Комментарии