Оценивая сегодняшнее положение эстонской экономики Виктор Левада, как он сам признался, выразил мнение большинства русскоязычных бизнесменов Эстонии: "Апрельские события нанесли, безусловно, очень большой урон эстонской экономике, но это всего лишь 10-15 % от того, что сделали банки".

"Многие в сложившейся ситуации в Эстонии винят транзит. С одной стороны, транзит ушел в Латвию, но при этом экономическая обстановка там еще хуже. Следовательно, дело не в транзите, или не столько в транзите, сколько в деятельности шведских банков, которые влияют на экономику не только в Эстонии, но и в Литве, и в Латвии".

Говоря о банках, Левада имел ввиду крупнейшие в Эстонии банки, которые теперь принадлежат шведам — Hansapank и SEB.

"Эти банки теперь совсем не те, которые были во времена Ханнеса Тамъярва и Юри Мыйза. Это были банкиры, которые сами вынашивали свое дитя. При них клиентов носили на руках, создавали все условия, предоставляли новые инструменты. Теперь же отношение к клиентам безразличное", — говорит Левада.

"А посмотрите, что они сделали с экономикой! Навыдавали кредитов, причем непонятно кому. Сначала Hansapank и SEB соревновались в том, кто больше раздаст, а теперь соревнуются, кто быстрее соберет", — говорит бизнесмен и приводит аналогию с известным изречением "Когда светит солнце — банк предлагает вам зонт, как только дождик начинает чуть накрапывать — зонтик сразу вырывает".

"Вы посмотрите, что творится, — сетует Левада, — Недвижимость просто лежит, продажи стройматериалов упали. Уменьшились и объемы продаваемого металла. Правда, не могу сказать, что у нас упала выручка, так как цены на металл в мире постоянно растут, и мы просто продаем дороже, но по количеству тонн продаем меньше".

По словам бизнесмена, все большие клиенты уходят из SEB и Hansapank. На вопрос dv.ee "Куда уходят?", Левада отвечает: "В Nordea и Sampo. Это банки эффективные, агрессивные, хотят работать — они и забирают себе клиентов. Levadia тоже находится в стадии смены банка. Так работать больше невозможно. SEB был когда-то нашим хорошим партнером, но сегодня это уже не тот банк. С Hansapank мы давно уже не работаем".

Виктор Левада считает, что банки вели бы себя по-другому, если бы в Эстонии у них были конкуренты в лице других крупных европейских банков.

Одновременно, Левада не винит в недружелюбной политике в отношении клиентов местное банковское руководство: "Местные банкиры тут ни при чем. Они ничего не решают. Все решается в Стокгольме. Те достойные люди, которые хотели в этих банках работать, ушли оттуда сами, так как ничего не в силах были поменять".

Поделиться
Комментарии