”Учительская газета” пишет со ссылкой на Анни Райе, что сейчас в Эстонии насчитывается 982 тысячи трудоспособных жителей, из которых учится или работает лишь 69% или 683 тысячи человек.

”В Эстонии проживает почти полмиллиона человек, которые хотели бы работать, однако в настоящее время не трудятся по причине отсутствия вакансий или невозможности быть занятым 8 часов в день, — пояснила сотрудница кассы. — Среди них пенсионеры, студенты вузов и профтехучилищ. Многочисленную группу отколовшихся от рынка труда составляют люди с особыми потребностями. Большинство из них могли и хотели бы работать в день по два-три часа, но не могут по причине малочисленности рабочих мест с частичной занятостью”.

По мнению Райе, причиной подобного положения дел является налоговая система Эстонии, которая не способствует созданию рабочих мест с частичной нагрузкой. ”Даже если работодатель возьмет человека на работу на полставки, ему все равно придется платить налоги за полное рабочее место, — поясняет специалист Кассы по безработице. — С точки зрения работодателя это неразумно, в связи с чем состоялись дискуссии на эту тему и было сделано предложение об изменении законодательства”.

В настоящее время крупнейшей проблемой является наличие в Эстонии примерно 30 тысяч молодых людей, которые не учатся, не работают и даже не стоят на учете как безработные. У 200 тысяч человек отсутствует какая-либо квалификация — они закончили основную школу или гимназию, однако профессию так и не освоили.

Анни Райе предупреждает, что из-за стремительного развития технологий в ближайшие пять лет отпадет надобность в таких работниках как продавцы, доярки и уборщицы. Их заменят кассы самообслуживания, роботизированные хлева и автоматизированная уборочная техника. В то же время для создания и обслуживания техники понадобятся проектировщики, инженеры, электрики, программисты и маркетологи. Неквалифицированные рабочие места начнут исчезать, а спрос на высококвалифицированную рабочую силу увеличится. Крайне гибким станет время работы — традиционная офисная работа с 9 утра до пяти вечера сойдет на нет. На смену ей придет удаленная работа через интернет и работа на неполную ставку.

По прогнозам, люди перестанут десятилетиями работать на одном и том же рабочем месте. Преобладающими станут проектная деятельность и пожизненное обучение. Райе привела в качестве примера результаты американского исследования, согласно которому нынешний школьник успеет сменить к своему 42-летию около 12 рабочих мест.

При наборе в команду новых игроков работодатели будут учитывать не столько их умения и навыки, сколько качества личности. Внимание будет обращаться на поведение соискателя в той или иной ситуации, на его находчивость и готовность к сотрудничеству. Традиционные интервью по работе канут в лету, подход к набору кадров станет более творческим — например, работодатель может попросить в течение пяти минут порассуждать на тему, подходит ли одуванчик в качестве символа предприятия.

Райе прогнозирует также падение спроса на рабочую силу в таких областях как образование, транспорт, розничная торговля и строительство. На передний план будут выходить программирование, здравоохранение, социальное обеспечение, деревообработка и инфокоммуникации.

Специалист Кассы по безработицы советует молодым людям при выборе будущей профессии исходить из вышеприведенной информации, а также опираться на прогноз потребности в рабочей силе от Министерства экономики и коммуникаций, барометра занятости Кассы по безработицы, а также исследования рынка труда OSKA.

Поделиться
Комментарии