Завод, строительство которого обошлось в 280 миллионов крон, вступил в строй в начале прошлого года. Годовой оборот предприятия составил 100 миллионов крон. Здесь производились плиты, которые использовались в строительстве.

Комментируя появление в Северо-Восточном регионе страны еще одного предприятия-банкрота, член Рийгикогу Валерий Корб сказал:

"Это печальный факт. А еще совсем недавно сама председатель парламента Эне Эрга побывала с группой депутатов на этом предприятии и восхищалась производством, современной инфраструктурой. "Мама" этого дочернего предприятия работает в Вильнюсе, и слухи о том, что там производство закрывается, не имеет под собой оснований. То, что произошло с "дочкой" на северо-востоке Эстонии, повторяю, печальный факт".

По словам Валерия Корба, политики через эстонскую прессу создают видимость благополучия в экономике.

"Читаешь газеты — нарадоваться не можешь тому, как оправляется от кризиса эстонская экономика, как уменьшается безработица. Реальные же факты совершенно другие. Они не могут радовать людей, кто живет и пока еще работает на северо-востоке".

- И что делать в такой ситуации?

"Правительство должно не на бумаге декларировать свои намерения, а реально помогать. Когда у предприятия возникают трудности, по большому счету, ему надо помочь".

- Государство должно, что ли, денег дать?

"Да не только государство. Предприятие очень много вложило средств в создание инфраструктуры. Я помню, там разговор шел о строительстве новой подстанции, системы канализации. Это все затраты, которые потом, в конце концов, должны были окупиться".

- Перед разного рода выборами Северо-Восток в речах политиков подается, как регион, в котором наибольшую угрозу представляет безработица. И, что дальше?

"Увы, мы можем констатировать, что за последние два с половиной года с 18 тысяч работающих налогоплательщиков эта цифра упала до 14 тысяч 400 человек. И при такой тенденции мы говорим о благополучном подъеме экономики? Помните эпопею с отключением в Силламяэ домов от тепла за долги? У людей нет заработной платы, им очень трудно жить. Если в относительно благополучном Силламяэ накопилось долгов на 4 миллиона, это показатель обнищания народа.

- В конце концов, что же делать? Вот опять перед выборами приняли какую-то программу действий правительства. Ну и что?

"И ничего. А воз и ныне там. Сокращение производства идет. 16% составляет безработица по Северо-Востоку. Закрытие маленького завода для маленького Пюсси это очередной удар ниже печени".

- Снова спрашиваю: что же делать?

"Надо реально подходить к этим вопросам, а не изображать благополучие".

- Конкретизируйте, что значит — реально?

"Например, реально создавать технопарковые зоны, под которые государство выделяет деньги. Премьер-министр говорит о 4 миллиардах выделяемых в год на создание рабочих мест. Хотелось бы знать, сколько за эти деньги создали рабочих мест. Некоторые политики говорят о каких-то десятках тысяч, а на самом деле, этого нет. Страховая касса дает очень интересные цифры. В марте было 90 тысяч безработных. В сентябре говорили, что у нас 69 тысяч безработных. А страховая касса, показывая тех, кто владеет страховым полисом, называет цифру прироста 6 тысяч. Так вот реальный прирост рабочих мест и есть 6 тысяч, а не 50 — 60 тысяч, о которых говорят некоторые политики".

- Как по-вашему, регион уже опущен до предела, или еще есть какой-то запас прочности?

"Еще пока дышим, налоги платим, но четкая перспектива по созданию новых рабочих мест не просматривается".

- А от чего, а главное, от кого зависит, чтобы появился свет в конце тоннеля?

"От политиков, от государства. Посмотрите: через 80 километров на той стороне Финского залива тоже непростая экономическая ситуация, но там же с ней справляются. Там при создании рабочих мест не ориентируются на политические условия. А мы почему-то отворачиваемся от того же восточного рынка труда, где не хватает рабочих рук. В тех же Сланцах Ленинградской области заканчивается строительство цементного завода, который должен быть запущен в конце года. Кто там работает? Да китайцы. А это не могли быть наши рабочие места?"

- Сланцы — это хорошо. Но надо же и дома что-то делать?

"Если у нас не хватает мозгов, чтобы дома использовать имеющиеся возможности, то надо пользоваться тем, что есть у соседей".

Поделиться
Комментарии