Эстонские предприниматели Ханно Нийнепуу и Тийви Таммику в 2007 году открыли фирму, чтобы первыми в Эстонии начать производить свежие макаронные изделия, пишет Ärileht. До этого на протяжении нескольких лет вели подготовку, составляли бизнес-планы, искали возможных клиентов и что главное — входили в курс производства, культуры, рецептов и прочего, что касается макаронных изделий. В результате усердной работы фирма вскоре могла показать предварительные договоры с розничными сетями Эстонии, и до 144 тонн макаронных изделий в год собирались экспортировать в Финляндию. А в 2009 году в уездном суде OÜ Eesti Pastatooted объявили банкротом.

К сегодняшнему дню стороны дошли до суда высшей инстанции, и Госсуд решил отправить дело на рассмотрение обратно в окружной суд. Судятся не просто для того, чтобы быть принципиально оправданными, эстонские предприниматели требуют у итальянцев возмещение ущерба, в том числе недополученного дохода, в сумме трех миллионов евро. В старых деньгах это около 47 миллионов крон.

Что же пошло не так в как будто бы филигранно отточенном плане?

Нийнепуу и Таммику обвиняют в гибели своего предприятия работающее в крошечном поселке Моццате в Северной Италии производителя машин для производства макаронных изделий LB Italia, заказанные у которого три устройства должны были заработать как единая производственная линия и начать производить эстонские макаронные изделия в промышленных масштабах.

Тийви Таммику рассказала, что когда выбранный на Миланской ярмарке заказ — машина для производства макаронных изделий, пастеризатор и сушилка вместе с транспортировочными линиями — вместе с представителями производителей машин прибыл в Таллинн, выяснилось, что часть деталей отсутствует. Когда они были отдельно присланы из Италии, эстонцы уже сами нажали на кнопку запуска. "Выяснилось, что из трех устройств два были неправильными. Производитель изготовил сам только одну машину и купил другие в порядке субконтракта, не протестировав их для Эстонии, сказала Тийви Таммику. — Тогда попытались исправить неподходящие машины, но в ходе тестов всем стало ясно, что правильной производственной линии не получится. Вместе с предоставившим лизинг SEB мы поставили итальянцев перед фактом, что они должны заменить машины или договор будет расторгнут. Устройства заменили, но позже обещанного".

Потерпели большой убыток

Производство какого-то количества и продажа небольших партий некоторым сетям розничной продажи Эстонии шли. Товар попадал в магазины Selver, Prisma и Stockmann. "Подписанный с Maxima договор мы не смогли выполнить, с обещанными Rimi партиями у нас тоже возникла проблема, из-за этого мы неоднократно получали штрафы. Так мы работали в большом убытке, по сути, весь 2008 год".

Итальянцев защищает партнер адвокатского бюро bnt attorneys-at-law Аэт Бергманн, которая возражает против утверждения, что устройства были неправильными. По ее словам, делая заказ, эстонцы не сообщили о своем-бизнес-плане или точных намерениях, предполагая, что если установить транспортировочную линию между машинами, сразу получится автоматическая линия, или иначе говоря, из одной машины будут заливаться мука-вода-яйца и с другого конца будут выходить готовые макаронные изделия. "Это было ошибочное понимание, конечно, речь не может идти об автоматической линии, особенно если еще заказывают изготавливающую различные макаронные изделия машину", — сказала Бергманн.

Представитель итальянцев утверждает, что машины и не должны были работать синхронно. "Основная претензия заказчика к машинам была в том, что машина для изготовления макаронных изделий работала быстрее, чем пастеризатор, макароны накапливались у входа в пастеризационную машину и там ее нужно было вручную направлять и упорядочивать. Но в производстве делали и другие ошибки". Итальянцы обвинили эстонцев, например, в том, что помещения были слишком влажными, и формы для пасты — немытыми. к тому же, мука из северных стран вообще не подходит для производства макаронных изделий.

К концу 2008 года у паевого товарищества были трудности с платежами, хотя машину для производства макаронных изделий по соглашению сторон заменили на гладко работающую машину для равиоли. Свои сбережения владельцы истратили, банк отказался от дополнительного финансирования, однако финны тоже ждали своей партии макаронных изделий. По расчетам предпринимателей, они бы еще были в состоянии отправить в Финляндию одну партию, однако после этого больше не было бы денег на продолжение производства. И после банкрота положение, по словам Таммику, было абсурдным: для того, чтобы подать в суд на итальянцев, Eesti Pastatooted должна было заплатить 98 000 крон госпошлины. "Откуда обанкротившаяся фирма возьмет такую сумму?". Три пайщика как физические лица заплатили пошлину на основании графика выплат. При этом те же самые машины сейчас использует предприятие пищевой промышленности Maagi, которое под орговой маркой Rannarootsi вывела на рынок равиоли с начинкой. Машины ведь с самого начала принадлежали SEB Liising, который после банкрота Eesti Pastatoodete сдал их в аренду другому предприятию.

Поделиться
Комментарии