В Министерство экономики в конце прошлого года пришли письма с жалобами из Eesti Raudtee, в которых говорилось о том, что в фирме все делается неправильно, деньги пропадают, управление совершенно не работает. В какой-то момент министерство обратилось в полицию безопасности, чтобы выяснить, что происходит, кто и в чьих интересах плетет интриги на железнодорожном предприятии, пишет Eesti Ekspress.

А интрига действительно есть. У нее — две стороны: простая и сложная. Простая такова: транзитный бизнес Эстонии с каждым годом истощается, всем не хватает места, пирог становится все меньше.

Сложная или (если использовать слова председателя совета Eesti Raudtee Райво Варе) ”печальная сторона” в том, как разделить уменьшающийся пирог. Как в условиях падающего рынка прибрать к рукам железнодорожный бизнес, то есть — компания предпринимателей хочет получить контроль над государственными железнодорожными фирмами.

О том, как получить контроль над железнодорожным бизнесом, шепчутся и в бизнес-кулуарах, и среди политиков и чиновников. Об этом знает и новый министр экономики Кристен Михал, который сказал Eesti Ekspress, что нельзя возвращаться к ведению бизнеса в стиле 1990-х.

А заставляющих задуматься новостей из железнодорожного мира за последние месяцы приходило много.

Конкуренты-партнеры

Например, что два давних конкурента в сфере транзита нефти — Хейти Хяэль (Alexela) и Арноут Лугтмейер (Vopak E.O.S.) начали вместе заниматься бизнесом. Сигналы к сближению поступали в начале года, когда EVR Cargo выставила на продажу пять локомотивов по начальной цене 500 000 евро.

Поступило два предложение: одно от фирмы Лугтмейера, второе от Хяэля. Оба предложили цену вдвое ниже стартовой.

EVR Cargo отказалась от продажи тепловозов. Хотя у EVR Cargo из-за снижения потока товаров оказалось слишком много локомотивов, фирма все же арендовала еще два — их предложили китайцы, которые хотели ввезти свои тепловозы на рынок Евросоюза. EVR Cargo сделала это в качестве защитной меры — чтобы составы не получил конкурент.

Принципиально важная новость пришла в начале апреля, когда Хяэль сменил фирму, перевозящую его нефтепродукты с нарвского погранпункта на станцию ВайвараСилламяэский порт). Там расположен крупнейший терминал Alexela. Ранее Хяэль пользовался услугами EVR Cargo. Теперь он использует предприятие E.R.S., которое входит в концерн Лугтмейера.

Линия Нарва-Силламяэ короткая, но EVR Cargo зарабатывала там большую часть своих доходов, потому что условия договора были очень льготными. Хяэль не полностью отказался от услуг EVR Cargo. Он позволил госфирме перевозить товары из Южной Эстонии в Палдиски. Эта линия не так доходна, как силламяэская. Палдиские договоры старые, с тех времен, когда EVR Cargo еще не была отдельной фирмой.

Из-за договоренности Хяэля и Лугтмейера EVR Cargo потеряла свою самую тучную дойную корову. Это означает, что ценность EVR Cargo тает, как июльский снег.

Обесценить, купить, сэкономить

Здесь в игру вступает план, о котором шепчутся в кулуарах. Шайка бизнесменов будто бы хочет снизить ценность EVR Cargo, чтобы фирма стала дешевой, как Estinian air, затем купить фирму, а потом снизить плату за использование железной дороги.

Членом этой амбициозной компании считаются Хяэль, Лугтмейер и Олег Осиновский. План подходит и хозяину Силламяэского порта Тийту Вяхи.

Кроме того, еще раньше начались рокировки в государственной фирме Eesti Raudtee. Весной прошлого года в правительство пришли соцдемы. Они отправили в совет фирмы своих представителей: Индрека Паала и Райво Варе. Варе стал председателем совета. Паал, о котором в рапорте КаПо трехлетней давности было сказано, что он представляет интересы Осиновского, стал просто членом совета.

Сталкивавшийся с советом фирмы человек сказал, что по существу руководит советом Паал, который более инициативен и активен, чем Варе.

Летом членом правления совета был назначен бывший гендиректор Eesti Raudtee Парбо Юхневич. Гендиректор Ахти Асманн узнал о его найме лишь утром в день назначения. Когда Юхневич был генеральным директором Eesti Raudtee, Осиновский заработал свои первые миллионы, продав запчасти тапаскому депо.

Отношения Асманна и Юхкевича быстро разладились. В итоге наружу вышло то, что Асманн за счет фирмы заправлял машину жены. Под давлением общественности Асманн сообщил, что уходит в отставку.

Eesti Raudtee и EVR Cargo снова объединят?

Впрочем, Eesti Raudtee — не единственное место, где ищут компромат. Шпионы работают и в EVR Cargos, где хотели избавиться от Ахто Алтйыэ. Они не сумели найти ничего, что можно было бы использовать против него.

Нападают с двух сторон: на Eesti Raudtee и на перевозчика EVR Cargo. Успех перевозчика, будь то EVR Cargo или фирма Лугтмейера E.R.S., зависит от хороших отношений с Eesti Raudtee. Перевозчики платят Eesti Raudtee тарифы и через Eesti Raudtee проходят планы перевозок. Свои люди в государственной фирме полезны, и для любого бизнес-предприятия идеальным вариантом был бы контроль и над Eesti Raudtee, и над EVR Cargo.

Положение EVR Cargo плохое, потому что транспортные перевозки снижаются. Две фирмы (конкурентом является фирма Лугтмейера) на рынке больше не нужны.

Для обеспечения того, чтобы при приватизации EVR Cargo деньги с продажи остались в железнодорожной системе, план предусматривает объединение Eesti Raudtee и EVR Cargo. В этом случае деньги с продажи EVR Cargo поступят в Eesti Raudtee.

Последняя фаза плана — когда EVR Cargo будет полностью или по большей части в руках предпринимателей — предусматривает, что бизнесмены начнут давить на государство, чтобы оно снизило тарифы за использование железной дороги.

Поделиться
Комментарии