В Эстонии до сих пор была распространена позиция, что арендующий квартиру просто глуп. В народе бытует мнение, что платить аренду – все равно, что платить за мертвую лошадь. Платишь, пока платишь, квартиру же все равно себе не получишь. Перспектива платить банку 15 лет и затем стать полноправным владельцем недвижимости казалась разумной. Парадигма начала слегка меняться, когда банки вышли с предложениями кредитов сроком до 40 лет. Именно тогда поползли разговоры о пожизненном рабстве, а перспектива самому стать владельцем стала казаться существенно более туманной.


Формированию вышеназванного отношения существенно поспособствовала проведенная в 1990-ых годах реформа собственности, в ходе которой владельцами недвижимости в Эстонии стали около 90% трудоспособного населения. Для сравнения, в Ирландии этот показатель составляет 80 %, в Италии 78 %, в Дании 52 % и в Германии 41 %. Средний показатель по Европейскому Союзу - 61 %. Если большинство из Ваших родственников и знакомых являются владельцами недвижимости (ну и что с того, что на недвижимость наложена ипотека в пользу банка) и говорят Вам внушающим тоном, что чувство собственника – нечто иное, чем чувство проживания под чужой крышей, то примерный гражданин на Вашем месте отправляется в ближайшую банковскую контору и заполняет там ходатайство о предоставлении кредита.


Времена изменились


Для Эстонии обернулось шоком понимание того, что цены на недвижимость упали настолько, что стоимость по меньшей мере половины жилья стала меньше, чем размер взятых на его покупку кредитов. Неожиданно владение недвижимостью обернулось множеством проблем, и как раз арендаторы оказались в выгодном положении, когда не надо опасаться звонка из отдела банковского надзора. В комментариях арендаторы с удовольствием теперь разряжают обойму во владельцев. Появились лидеры общественного мнения, во главе с Кристьяном Лепиком, которые четко декларируют, что арендуют свою жилплощадь и что это является очень разумным. Бывший ранее при дворе шутом арендатор стал королем.


По словам Рауля Рейно, Эстония получила болезненный урок, и это изменит отношение к приобретению жилья. После окончания бума рынок аренды был очень активным, а съемные квартиры стали объектом живейшего спроса. В какой-то период посредничество при аренде было для многих маклеров вообще единственным способом заработать на жизнь.  Сегодня многие владельцы очень рады, если могут заполучить себе долгосрочного и стабильно вносящего платежи арендатора.


Министр финансов Лиги сообщил, что уже в январе в Министерстве финансов будет готов законопроект касательно отмены вычета суммы уплаченных  по кредитам интрессов из дохода. В Латвии уже установлен налог на недвижимость, да и в старой доброй Европе воцарилось мнение о необходимости повысить налогообложение собственности. Население стареет, а потому существует желание облегчить налоговую нагрузку именно работающего человека. Налогообложение собственности или потребления позволяет распределить налоговое бремя  между различными группами населения более равномерно.


Все это способствует тому, что объем рынка аренды будет расти. Число объектов собственности в Эстонии сейчас так велико, что соотношение владения к аренде может только понижаться.


Эстония меняется и демографически, и все эти украинские сварщики, польские строители и центровые игроки баскетбольной сборной начнут обогащать прежде всего рынок аренды. Молодые люди также предпочитают осмотреться – и в Эстонии, и в мире – и не спешат обзаводиться постоянным гнездом. Цены аренды рано или поздно начнут расти, а сама по себе сдача в аренду станет серьезно ведущимся бизнесом, в котором рентабельность удовлетворяет владельца недвижимости, а цены аренды – желающего снять жилплощадь.
Поделиться
Комментарии