79-летний Сунао Исимото никогда не забудет три страшные зимы, проведенные после Второй мировой войны в одном из сибирских лагерей, куда были отправлены японские военнопленные.

Сам Исимото считает, что он оказался одним из счастливчиков. Зимой, когда температура понижалась до минус 40 градусов по Цельсию, японские пленные умирали как мухи. По данным министерства здравоохранения, труда и социального благосостояния, из 575 тысяч японских пленных, отправленных в ледяные пустыни прежнего Советского Союза, 55 тысяч погибли от голода, холода и тяжелейших условий труда.

Исимото попал в лагерь в окрестностях озера Байкал, где пленные работали на лесозаготовках. Техника, даже самая примитивная, в этих лагерях отсутствовала — валить огромные деревья приходилось при помощи пилы и топора. "Работа была настоящей пыткой, — вспоминает Исимото. — Это напоминало попытку отрезать кусок мрамора ножом для сливочного масла". То, что Исимото, дневной рацион которого состоял из миски жидкой каши с горсткой зерна и брошенного в нее ломтя ржаного хлеба, остался жив, было настоящим чудом.

Уже через несколько месяцев пребывания в лагере Исимото стал похож на скелет. Его прежний вес — 95 кг — сократился более чем вдвое. "Я напоминал собой деревянный каркас куклы", — говорит он. Вот уже более 50 лет бывшие военнопленные, такие как Исимото, требуют, чтобы японское правительство оплатило их тяжкий труд в советских лагерях. При этом речь идет не о компенсации, а именно о неоплаченном труде.

По подсчетам Исимото, он должен получить 3812 рублей — незначительную теперь сумму, равную 15 000 иен, — за весь период своих принудительных работ с 16 августа 1945 г. до 25 сентября 1948 г.

Поделиться
Комментарии