Информация, согласно опубликованному письму, касалась иранских систем ПВО российского производства и грузинских беспилотных самолетов, построенных в Израиле. Согласно источнику STRATFOR, Россия и Израиль, якобы, обменялись некими секретными кодами к этим системам, предоставив таким образом друг другу информацию о вооружении потенциального противника.

Письмо написала сотрудница STRATFOR Рева Бхалла. Она ссылается на источник — мексиканского военного аналитика, консультировавшего правительство страны по вопросу применения беспилотных летательных аппаратов.

Источник, говорится в письме, сказал, что, по его данным, перед началом военного конфликта 2008 года российским военным удалось научиться каким-то образом воздействовать на грузинские беспилотные самолеты (БПЛА).

По данным этого источника, Россия получила от Израиля некие электронные "коды" дронов, поставленных ранее в Грузию, и в обмен на это, якобы, передала свои "коды", имеющие отношение к проданным в Иран ЗРК "Тор М1". Происхождение информации об иранских системах ПВО в письме никак не объясняется.

Достоверность сведений о том, что Россия могла получить "коды" грузинских дронов, по словам аналитика, подтверждается косвенными доказательствами — Грузия, по его словам, пыталась купить беспилотники в Мексике, утверждая, что россиянам удалось "взломать" израильские аппараты.

Российские военные эксперты считают, что техническая возможность воздействовать на БПЛА и системы ПВО противника есть.

Информацию о возможности подобной сделки между Россией и Израилем эксперты комментировать отказываются.

Мексиканские самолеты

По словам источника STRATFOR, незадолго до войны августа 2008 года представители Грузии обращались к крупной мексиканской компании "Idra" (такое название фигурирует в тексте письма, но на самом деле, очевидно, имеется в виду компания Hydra Technologies) с предложением закупить некоторое количество беспилотников.

Свои намерения грузины якобы объяснили тем, что российские военные научились как-то воздействовать на грузинские дроны израильского производства.

В доказательство они предоставили фотографию разбившегося беспилотника. По словам источника, этот самолет сравнительно несильно пострадал. В случае, если бы он был сбит средствами ПВО, считает источник, он был бы просто уничтожен.

При этом мексиканские самолеты заинтересовали Грузию тем, что они оснащены системой, которая автоматически возвращает аппарат на базу в случае попытки его "взлома" во время полета.

В одной части письма утверждается, что представители Грузии обращались к мексиканской компании перед войной — в июле 2008 года; в другой — о том, что контакты происходили во время и после войны.

В результате, рассказал источник, сделка не состоялась из опасений по поводу возможного осложнения отношений между Россией и Мексикой.

Израильский контракт

Накануне начала военных действий в Южной Осетии в прессе появилась информация о том, что Израиль, якобы, Нажать прекращает военное сотрудничество с Грузией.

Сообщалось, что ранее израильтяне поставляли грузинам автоматы "Тавор" и беспилотные самолеты.

Тогда же на неофициальном уровне это связывали со стремлением Израиля сократить военно-техническое сотрудничество России с потенциальными противниками, в частности, с Ираном.

В апреле 2011 года израильский производитель беспилотных летательных аппаратов Elbit Systems обратился в британский Высокий суд справедливости Нажать с иском против властей Грузии, требуя взыскать с них около 100 млн долларов.

Согласно пресс-релизу компании, грузинское правительство отказалось оплатить поставленные в Тбилиси фирмой Elbit Systems аппараты Hermes 450, контракт на поставки которых был заключен в 2007 году.

Как выяснила израильская пресса, в свое время компания поставила в Грузию около 40 беспилотных летательных аппаратов. В прессе говорили, что Грузия просто не смогла оплатить поставки из-за нехватки средств.

По словам главного редактора независимого военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклия Аладашвили, Elbit впоследствии объявила о своей победе в этом процессе и сообщила, что Грузия должна будет, в частности, вернуть часть беспилотников Израилю.

"Грузинское правительство при этом не говорит точно, в чем было дело, какие проблемы были в связи с этим контрактом", — рассказал он Би-би-си.

Технически возможно

Эксперты, к которым обратилась Би-би-си, никак не комментируют возможность подобной сделки между Россией и Израилем.

По словам главного редактора интернет-портала, посвященного беспилотной авиации, UAV.ru Дениса Федутинова, чисто с технической точки зрения воздействовать на дистанционно управляемый беспилотный летательный аппарат возможно.

"Если некая компания-производитель каким-то образом сообщила третьей стороне протоколы обмена данными, в том числе и по линии управления, то третья сторона получила возможность управления этими беспилотниками", — сказал он Би-би-си.

То же самое другой российский военный эксперт — специалист в области средств ПВО — рассказал и про возможность воздействия на ЗРК. По его словам, самой ценной информацией в таком случае являются "литеры" — своего рода ключ к зашифрованному каналу управления зенитной ракетой.

Между тем, по словам Ираклия Аладашвили, перед началом войны в Грузии были сбиты три грузинских беспилотника. Один — военным самолетом, два других — средствами ПВО.

Грузинское министерство обороны в 2008 году опубликовало видеозапись камеры БПЛА, на которой видно, как самолет, внешне напоминающий МиГ-29, выпускает ракету, которая попадает в беспилотник.

Опознавательных знаков на самолете не видно. Грузия утверждала, что это был российский истребитель.

Поделиться
Комментарии