Учения "НАТО-Грузия 2016" стартовали 10 ноября и продлятся до 20 ноября включительно. В четверг учения посетили представители руководства Грузии. Они отметили, что маневры не направлены против какой-либо конкретной страны и служат укреплению обороноспособности Грузии.

"Мы хотим усилить и укрепить обороноспособность нашей страны для достижения большего спокойствия и стабильности, — заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили. — Углубление и укрепление нашей обороноспособности никоим образом не направлено против кого-либо".

В минобороны Грузии маневры "НАТО-Грузия 2016", которые уже вызвали негативную реакцию Москвы, называют переломными, отмечая, что впервые многонациональными учениями по реагированию на кризисные ситуации руководит генштаб Грузии.

Кроме того, это первые учения НАТО-Грузия в регулярном цикле натовских учений, которые продолжатся в будущем, отмечают в оборонном ведомстве.

Грузия, которая стремится стать членом альянса, до сих пор не смогла добиться получения плана действий по членству от НАТО.

Однако в 2014 году на саммите альянса в Уэльсе Грузии предложили новый пакет сотрудничества, который наряду с другими проектами предусматривал создание совместного учебного и оценочного центра НАТО-Грузия. Центр был открыт в августе прошлого года во время визита в Грузию генсека альянса Йенса Столтенберга.

Реакция Москвы

Всего в учениях, целью которых является улучшение навыков планирования и осуществления операций по реагированию на кризисы, участвуют 250 военнослужащих из 11 стран-членов альянса и двух стран-партнеров — Украины и Македонии.

Командно-штабные учения НАТО-Грузия-2016 являются вторыми по счету учениями в рамках пакета сотрудничества НАТО с Грузией. По словам министра обороны страны Левана Изория, подобные учения помогут стране продвинуться к заветной цели — членству в НАТО.

"Наше главное устремление в том, чтобы наши вооруженные силы отвечали стандартам НАТО и, соответственно, именно подобные учения усилением и повышением нашей обороноспособности дают возможность для достижения нашего стратегического устремления — стать членом НАТО", — заявил Изория, выступая перед гостями, посетившими учения в четверг.

Отвечая позже на пресс-конференции на вопрос о реакции Москвы на подобные учения, Изория отметил, что учения служат региональной безопасности, и ни у одного из соседей Грузии нет оснований видеть в них угрозу.

Подобные учения необходимо проводить для повышения оперативной совместимости вооруженных сил Грузии с НАТО и исходя из интересов безопасности страны, отметил министр. "Мы продолжим проводить учения такого типа в будущем именно с целью обеспечения мира и безопасности", — отметил он.

Совместные учения с западными партнерами Грузии традиционно вызвали болезненную реакцию Москвы. В этот раз внешнеполитическое ведомство отметило, что за год это уже третьи многонациональные учения такого рода в Грузии после учений Noble Partner, которые проводились в мае, и Agile Spirit в сентябре.

"Идет планомерное наращивание масштабов и интенсивности оперативной подготовки вооруженных сил Грузии по натовским стандартам с активным подключением командно-штабных структур альянса, — заявила ранее пресс-служба российского МИД. — Россия усматривает в подобной активности серьезную угрозу стабильности и миру в регионе".

По мнению российского ведомства, "в НАТО не скрывают, что нынешнее военное партнерство с Тбилиси рассматривается как часть политики "сдерживания" России". "Роль, которую Грузия берется играть в данном контексте, осложняет позитивный процесс оздоровления российско-грузинских отношений", — заявили в ведомстве.

Интеграция в НАТО

По мнению профессора Черноморского международного университета Ники Читадзе, несмотря на раздражение Москвы, проведение подобных учений в Грузии можно только приветствовать, так как это повышает квалификацию личного состава вооруженных сил Грузии и укрепляет обороноспособность страны.

В конечном итоге такие учения способствуют дальнейшей интеграции Грузии в НАТО, отмечает Читадзе. Однако в то время как в военном направлении сотрудничество Грузии с альянсом развивается интенсивно, препятствием для Грузии на пути к членству в НАТО по-прежнему остается слабое развитие демократических институтов, считает эксперт.

"[При условии развития демократических институтов], во всяком случае, меньше претензий будет со стороны тех государств, которые скептически относятся не только к членству Грузии в НАТО, но и к предоставлению Грузии ПДЧ", — говорит он Би-би-си.

"Конечно, есть другие причины геополитического характера. Грузия находится на постсоветском пространстве, и некоторые европейские государства все еще учитывают интересы России… Это препятствие существует", — считает он.

С тем, что в наименьшей степени трудности на пути к интеграции Грузии в НАТО связаны с работой министерства обороны, согласен и ведущий эксперт Грузинского фонда стратегических и международных исследований и бывший замминистра обороны Нодар Харшиладзе.

"У нас проблемы в политическом русле того, что НАТО не готово предоставить нам следующий этап развития наших отношений, а в практическом — то, что у НАТО есть, в первую очередь, связанные с урегулированием конфликтов в Грузии вопросы и есть еще вопросы в направлениях функционирования свободного суда и свободы прессы", — говорит он.

По словам Харшиладзе, пока преждевременно делать какие-либо конкретные прогнозы относительно степени поддержки Грузии со стороны США в будущем, после инаугурации победившего на президентских выборах Дональда Трампа. Однако, по его словам, Грузия вряд ли станет предметом торговли между Россией и США.

"Я не думаю, что там будет какая-то прямая торговля, но если такая торговля состоится, для России, конечно же, первым приоритетным вопросом является, украинский, а не грузинский вопрос", — сказал он в интервью Би-би-си.

Комментируя реакцию России на учения НАТО-Грузия, Харшиладзе сказал, что включение Грузии в международные форматы, особенно когда речь идет о НАТО и США, традиционно вызывает раздражение Москвы, и это не должно влиять на планы грузинских властей.

"Мы должны смотреть на то, что и как мы делаем, а не на то, как на это реагирует Россия. Если это нужно нашей обороноспособности и процессу политической интеграции в какой-нибудь блок, в который Грузия считает нужным интегрироваться, то мы должны это продолжать делать", — говорит он.

Поделиться
Комментарии