Многие оппозиционеры еще некоторое время назад заговорили о том, что на Украине действуют "эскадроны смерти", которые крадут и пытают активистов "Евромайдана". Утверждалось даже, что эти люди говорят на "российском русском".

Власти ответили рассуждениями о том, что история Дмитрия Булатова — это, возможно, инсценировка и провокация оппозиционеров.

Ясного и хорошо обоснованного ответа, кто похищает людей, ни та, ни другая стороны не дают.

"Просто передали бандитам"

Бывший министр внутренних дел, один из лидеров оппозиции Юрий Луценко утверждает, что похищениями занимается "криминал под крышей и в сотрудничестве с милицией".

"Я не могу подробно об этом рассказывать, потому что иначе они подчистят следы. Мы понимаем, где искать, мы точно знаем номера машин, фамилии людей, которые… В общем, за эту ниточку можно потянуть и распутать весь клубок", — объясняет в беседе с Русской службой Би-би-си Луценко, известный, впрочем, размашистыми заявлениями.

"Перед тем как эти бандиты захватили Игоря Луценко, по нему работала столичная "семёрка" — наружная служба наблюдения, разведка милиции. Им раздали фотографии прямо на разводе, они следили за ним и просто передали бандитам — "из рук в руки", — продолжает бывший министр.

Активиста "Евромайдана" Игоря Луценко, однофамильца экс-министра, и Юрия Вербицкого неизвестные схватили в больнице. Луценко привез туда Вербицкого, раненого на улице Грушевского в центре Киева. Как рассказал в Facebook Луценко, их разделили, его долго били, через день выбросили в лесу под Киевом. Позже в том же районе нашли тело Вербицкого.

И совсем недалеко от того места, в нескольких километрах от юго-восточной окраины Киева, вечером 30 января, на восьмой день после похищения, вытолкнули из машины Дмитрия Булатова.

Три версии властей

"Мне порезали лицо, отрезали часть уха, меня распяли, прибив чем-то к двери, в это время меня били, сильно, были и другие пытки, очень жёсткие. Но я хочу сказать, что нас не запугают, мы останавливаться не собираемся", — говорит Дмитрий Булатов на видеозаписи, сделанной соратниками в тот вечер, когда он нашёлся. Никого, кроме близких, врачи к нему пока не допускают.

На следующий день представитель МВД Украины заявил, что в числе трех основных версий похищения милиция рассматривает и версию об инсценировке, устроенной оппозиционерами "для разжигания эмоций в обществе".

Затем об этом публично порассуждали еще несколько фигур во власти и около нее, указывая на то, что Булатов, по их мнению, слишком хорошо выглядит после восьми дней пыток. Наконец, такое предположение высказал министр иностранных дел Украины Леонид Кожара.

"У человека часть уха отрезана, порезана щека, пробиты руки — его распинали. Пусть [представитель МВД] сам попробует это инсценировать и тогда даст комментарий", — возмутился, узнав прямо в клинике от Би-би-си об этих разговорах, друг Булатова и помощник одного из депутатов Андрей Телиженко.

Телиженко рассказал со слов Булатова, что похитители хотели заставить того признаться, что "Евромайдан" и "Автомайдан" финансируются Западом вообще и Госдепом США в частности.

В то же время врачи клиники заявили, что состояние Булатова позволит выписать его уже дня через три. Впрочем, пытать, как известно, можно и не калеча.

35 имен в SOS-списке

Гораздо сильнее, чем Булатов, пострадали, например, два рядовых участника "Евромайдана", Дмитрий Бунтов и Сергей Сикорский. Украинские СМИ опубликовали интервью с ними с фотографиями. По словам Сикорского, их схватили неизвестные, когда они вышли за "дальнюю" баррикаду на Крещатике, бросили в фургончик, вывезли в лес, жестоко избили и бросили.

После того как нашелся Булатов, в базе данных службы "ЕвромайданSOS" осталось 35 пропавших без вести. Подавляющее большинство пропало в Киеве, несколько человек — во время беспорядков в областных центрах или по пути из провинции на киевский Майдан.

Александра Новичкова, координатор горячей линии "ЕвромайданSOS", объясняет, что далеко не все из тех, кто попадает в список пропавших, похищены.

Многие благополучно находятся. С 19 января — с того дня, когда начался уличный бой на Грушевского — в службу поступило 107 заявлений о розыске. Большинство, таким образом, нашлось.

Кто-то, получив информацию о грозящем аресте или нападении, скрывается — и об этом еще не знают близкие. О ком-то знают — и его вычеркивают из базы, как это случилось, например, с запорожским правозащитником Александром Шацким.

"Он пропал на следующий день после разгона "Евромайдана" в Запорожье. В 13:22 27 января он дал объявление, что окажет бесплатную юридическую помощь задержанным и пострадавшим во время разгона — и исчез", — рассказывает журналист из Запорожья Тарас Билка.

И только через четыре дня, по словам Билки, Александр Щацкий вышел на связь и сообщил, что ему угрожают и он вынужден скрываться.

"Нашелся. Обиделся на всех"

После жестокого разгона запорожского "Евромайдана" 26 января скрываются ещё четыре организатора протестов: двое, по словам Билки, где-то на Украине, двое — предположительно на Западе. Бежали — в Киев, на Запад Украины, еще куда-то — и несколько десятков рядовых активистов оппозиции.

Некоторые "пропадают" и по совсем заурядным причинам — просто близкие в этой, мягко говоря, нервной обстановке спешат объявить, что человек исчез.

"Бывает, люди спят после тяжелой ночи, у них выключен мобильный. Либо мобильный "сдох". В таких случаях, как правило, достаточно либо объявления со сцены, либо — человек сам включает телефон, у него там тысяча пропущенных звонков…", — поясняет Александра Новичкова.

Самое, наверное, забавная пометка напротив одного из имен в списке нашедшихся: "Нашелся. Обиделся на всех".

Но о многих в списке "ЕвромайданSOS" ничего не слышно уже много дней. История Юрия Вербицкого, Дмитрия Булатова и других жертв похищений заставляет близких и соратников очень серьезно беспокоиться о судьбе большинства из 35 пропавших участников "Евромайдана".

Поделиться
Комментарии