Выступая на брифинге в своей резиденции Спасо-хаусе, американский посол Александр Вершбоу посетовал, что российские власти до сих не назвали ему сильнодействующий газ, примененный во время операции. По словам посла, американские медики пришли к выводу, что это какой-то опиат типа фентанила. Тот факт, что московским врачам не сообщили, от какого именно газа пострадали заложники, мог стоить некоторым из них жизни, сказал Вершбоу.

Насколько известно, вместе с другими погибли 49-летний американец из Оклахомы, приехавший в Москву к невесте, и одно непоименованное лицо, имевшее вид на постоянное жительство в США. "Ясно, что если бы было немного больше информации, то выжило бы, возможно, несколько больше заложников", — мягко заметил посол. Он подчеркнул, что американское правительство по-прежнему поддерживает решение штурмовать театральный центр, поскольку существовала реальная опасность того, что террористы могут выполнить свою угрозу взорвать здание.

"Мы не ставим под сомнение решение россиян о штурме, — заявил Вершбоу. — Это было нелегкое решение. Учитывая заложенные там бомбы, вероятно, были спасены сотни жизней, хотя мы сожалеем о гибели более 100 человек".

До этого администрация Буша не высказывала даже столь ненавязчивой критики по поводу операции в Москве. Здешние наблюдатели объясняют это тем, что Белому дому сейчас нужно содействие России в совете безопасности ООН, где обсуждается жесткая американская резолюция по Ираку.

В отличие от официального Вашингтона, американские СМИ высказываются об операции все более критически. Бывший главный специалист Белого дома по России Стивен Сестанович, например, заметил, выступая по телевидению, что ни одно западное правительство не стало бы форсировать события в такой ситуации, а вступило бы с захватчиками в переговоры. Расчет был бы на то, что с течением времени у тех может пропасть желание умереть и вместо этого прорезаться стремление выйти сухими из воды, удовлетворившись гораздо более скромными уступками, чем они собирались получить поначалу.

Washington Post вчера цитировала непоименованного московского врача, который заявил, если бы пострадавшим сделали искусственное дыхание еще по дороге в больницу, то выжили бы почти все. По словам этого медика, все погибшие, доставленные в его больницу, умерли по дороге. "Все, кого привезли живыми, живы до сих пор", — заметил он. Аналогичные жалобы медперсонала на то, что помощь была оказана пострадавшим слишком поздно, приводит и New York Times.

Самый пространный материал на эту тему напечатала во вторник Los Angeles Times, которая отмечает, что информационная политика российских властей после операции знаменует для многих москвичей "возвращение советских пропагандистских методов, умолчания и полуправд". Газета приводит длинный список примеров. В частности, после начала штурма официальные представители объяснили, что террористы начали убивать заложников. "Однако бывшие заложники ничего такого не припоминают", — замечает Los Angeles Times. Сообщалось, что захватчики кололись наркотиками и выпивали. "Они не пили, не курили и не выражались, — говорит на это бывший заложник Марк Подлесный. — Они были очень дисциплинированы".

Los Angeles Times также отмечает, что российские власти немедленно обнародовали число убитых чеченцев, однако данные о числе погибших заложников сообщались по частям в течение двух последующих дней. Как пишет газета, это позволило правительственным СМИ и чиновникам изобразить операцию стопроцентно успешной.

Поделиться
Комментарии