Известие о том, что Москва направляет самолеты в Сирию для борьбы с экстремистской группировкой "Исламское государство", признанной в России террористической организацией, у многих наблюдателей вызвало не только политические, но и экономические опасения.

Справится ли федеральный бюджет, обремененный ожидаемым годовым дефицитом почти в 3 трлн рублей (46,4 млрд долларов), с расходами на военную операцию в далекой ближневосточной стране? Россия и так каждый год, по оценке минфина, теряет около 40 млрд долларов из-за действия западных санкций и еще 90-100 млрд долларов — из-за низких цен на нефть.

Власти поспешили развеять страхи: вначале министр финансов Антон Силуанов, а вслед за ним глава правительства Дмитрий Медведев заявили, что действия российских вооруженных сил в Сирии полностью покрываются средствами, уже выделенными в рамках бюджета-2015 на национальную оборону, и дополнительных бюджетных ассигнований не предвидится.

Действительно, на национальную оборону в нынешнем бюджете отводится значительная сумма: 20,5% расходной части, или 3,11 трлн рублей (48,15 млрд долларов).

"Все дополнительные затраты, которые возникнут, министерство обороны легко покроет за счет внутренних резервов, потому что деньги на армию совершенно сумасшедшие заложены, и как они расходуются, не совсем ясно", — комментирует заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин.

Несопоставимость затрат

Тем не менее, вопрос реальных затрат на операцию в Сирии не дает покоя ни обывателям, ни экспертам. Любые подобные расчеты носят самый приблизительный характер.

Некоторые пытаются вычислить предполагаемые расходы России, отталкиваясь от аналогичных затрат западных держав, уже более года осуществляющих авиаудары по позициям ИГ. Так, в Бельгии подсчитали, что участие в операции шести единиц авиатехники и 120 человек будет обходиться ежемесячно бюджету страны в 10,2 млн евро (11,4 млн долларов).

Российская группировка в Сирии примерно в 10 раз больше: значит, ежемесячные расходы России могут составить, грубо говоря, 114 млн долларов (1,36 млрд долларов за год). Известно также, что американские расходы на операцию в Сирии и Ираке достигают 10 млн долларов в сутки, что равнозначно годовым затратам в 3,65 млрд долларов.

Однако российские военные эксперты считают эти цифры применительно к армии России неактуальными и сильно завышенными.

"Нельзя сравнивать затраты США и России. Стоимость боеприпасов и стоимость содержания летчиков, технического персонала, амортизационная стоимость авиационной техники — везде разные", — говорит полковник запаса, журналист Виктор Мураховский.

"В России летчики, которые сейчас совершают вылеты в Сирии (командир звена, капитан, майор) получают порядка 120-150 тысяч рублей в месяц. В США, по моим данным, такие летчики получают в год 150 тысяч долларов", — отмечает он.

Экономия на бомбах

Известно, что в Сирии находится порядка 2000 российских военных. Они обеспечивают работу 50 единиц боевой техники: в данном случае самолетов и вертолетов. Экономист Василий Кашин из Центра анализа стратегий и технологий уточняет, что боевых самолетов в Сирии 34, и приводит следующие расчеты.

В среднем российская авиация совершает в Сирии до 20 полетов в сутки. Хотя стоимость полетных часов самолетов, задействованных в операции, неизвестна, можно предположить, что это 5-6 тыс. долларов. В результате, полагает Кашин, в день боевые действия обходятся России в несколько сот тысяч долларов.

"Я думаю, что всё это в сумме может исчисляться сотнями миллионов долларов в год, ну, может быть, в диапазоне между миллиардом и двумя. Разумеется, если мы исходим из того, если численность этого контингента не повысится", — говорит он.

По его мнению, для большинства целей российская армия в Сирии использует так называемые бомбы свободного падения, которые для России практически бесплатны, потому что СССР создал их неисчерпаемые запасы. Переброска грузов в Сирию также по стоимости невелика и сопоставима с переброской грузов по территории России, считает он.

"В итоге с точки зрения нагрузки на российскую экономику эти действия несчастного смешанного авиаполка, который охраняется сколькими-то батальонами морских пехотинцев и поддерживается каким-то количеством беспилотников, являются несущественной величиной", — резюмирует эксперт.

Последствия для экономики

С тем, что операция в Сирии не представляет большой угрозы для российской экономики, согласен бывший министр финансов Алексей Кудрин.

"Я бы назвал эти действия расширенными долгосрочными учениями, поскольку задействованы только воздушные силы, обслуживающие контингент. Это не такая дорогостоящая операция. Она намного дешевле, чем то, что связано с Восточной Украиной", — заявил он РБК на Сочинском экономическом форуме в минувшую пятницу.

Сопоставление с учениями делает и военный эксперт Виктор Мураховский.

"На учениях "Центр-2015", которые прошли в сентябре, явно было потрачено больше, чем в Сирии. На учениях была авиационная группировка в 150 единиц, плюс несколько десятков вертолетов и несколько тысяч единиц бронетехники. Все это ездило и стреляло две недели", — сказал он Би-би-си.

Подлинная стоимость сирийской операции для России, по мнению ряда экспертов, будет понятна лишь тогда, когда станут очевидными временные границы боевых действий. Если быстрой победы не получится и Москва окажется втянутой в длительное противостояние (хотя президент Владимир Путин заявил об отсутствии планов наземной операции), тогда цена конфликта может для России резко возрасти.

"Можно добавить сюда косвенные затраты: негативное влияние известий о конфликте на поведение инвесторов внутри страны, налогоплательщиков, всех экономических агентов", — говорит Василий Зацепин из Института Гайдара.

Пока, однако, российский финансовый сектор, гибко реагирующий на негативные новости, сирийскую операцию Кремля воспринимает спокойно. 30 сентября, когда Совет Федерации одобрил использование вооруженных сил в Сирии, а вечером армия нанесла уже первые воздушные удары, курс рубля был стабилен и днем даже укреплялся.

Российская национальная валюта остается стабильной на протяжении всей первой недели октября, днем 6 октября укрепившись до 64,06 рубля за доллар. Главным драйвером валютных движений на рынке по-прежнему является нефть, пошедшая в рост и превысившая порог в 50 долларов за баррель Brent.

Военная операция России в Сирии пока не стала сколько-нибудь серьезным фактором на финансовом рынке.

Поделиться
Комментарии