"Это некий модуль, который встроен в станцию мониторинга космического пространства. В модуле два блока: первый - операторский, второй - смотрит в небо. Условно это "всевидящее око", которое дает информацию обо всей атмосфере. И помимо этого, с его помощью можно регистрировать пролетающие крупные космические объекты. С помощью станции можно уточнить, что это за объект: спутники, отработанные фрагменты ракет, "утерянные" блоки", - поведал ученый.

Изначально этот комплекс создавался для определения ряда атмосферных явлений - скорости движения облаков, яркости фона и других: он необходим для работы астрономических обсерваторий, составления точного прогноза погоды, обеспечения безопасности взлетов и посадок самолетов, уточнил собеседник агентства. Однако в ходе испытания выяснилось, что устройство "видит" и крупные космические объекты, сообщил Галилейский.

Комплекс успешно прошел государственные испытания и принят к эксплуатации, а недавно были подписаны протоколы о намерении создать на территории Бразилии и ЮАР станции мониторинга ближнего космического пространства с томской разработкой, отметил специалист. По его словам, в настоящее время наметилась тенденция располагать подобные станции по всей планете, в том числе в связи с необходимостью контроля отходов деятельности в космическом пространстве.

"Космический мусор перемещается вокруг нашей планеты со скоростью около 8 км/с. Это серьезная опасность для космонавтов и аппаратуры, находящихся в космосе. Это как нерегулируемое движение уличное: чтобы предотвратить аварию, нужно знать, кто по какой трассе движется", - резюмировал Галилейский.

Космический мусор постоянно угрожает МКС

Угроза столкновения Международной космической станции (МКС) с космическим мусором существует постоянно. Теоретически даже маленький металлический болт на орбите может повредить спутники для коммуникаций (что сделает бесполезными сотовые телефоны), мониторинга погоды и ГЛОНАСС-систем. А попадание в МКС может пробить дыру в станции, поставив жизни экипажа под угрозу.

Так, в июле 2014 года NASA заявило, что некий космический объект повредил радиатор системы охлаждения американского сегмента МКС. Позднее специалисты NASA выяснили, что крупное отверстие в радиаторе было пробито микрометеоритом или космическим мусором.

Осенью 2013 года специалисты Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) в подмосковном Королеве насчитали на орбите Земли 15 733 "мусорных" объекта. При этом Россия лидирует по количеству мусора на орбите, значительно опережая США и Китай.

Из-за угрозы столкновения МКС с космическим мусором станции регулярно приходится выполнять маневры уклонения, но полностью решить эту проблему помогут только специальные орбитальные аппараты нового поколения, подчеркивают специалисты.

Существует целый ряд проектов уборки на орбите. Как сообщалось, Роскосмос намерен создать к 2018 году новый космический аппарат, предназначенный для очистки геостационарной орбиты от неработающих спутников и разгонных блоков. Швейцарские инженеры предложили использовать для этих целей устройство, действующее по принципу пылесоса. Японцы собираются собирать мусор гигантскими металлическими сетями, британцы - специальным гарпуном. А немецкое агентство DLR задумало решить проблему обслуживания и возвращения в строй дорогостоящих спутников, превращающихся в мусор из-за поломок, с помощью аппарата-ремонтника.

Что касается астероидов, то ученые открыли уже более 1500 потенциально опасных космических тел, представляющих угрозу существованию Земли.