Тема нового приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву стала в понедельник одной из главных на первом в новом году заседании подкомитета Европарламента по правам человека. 

К этому времени ключевые оценки на Западе уже были сделаны. Практически сразу после объявления решения Хамовнического суда президент Европарламента Ежи Бузек назвал приговор по второму делу Михаила Ходорковского "символом систематических проблем судебной системы, правового нигилизма и нарушений прав человека в России", а глава МИД Евросоюза баронесса Кэтрин Эштон — "разочарованием и поводом для серьезного беспокойства".

Более того, госпожа Эштон прямо объявила: "Независимость суда и право каждого гражданина на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в Европейской конвенции по правам человека, которую подписала Россия, имеют решающее значение для стратегического партнерства между ЕС и РФ, и верховенство закона является краеугольным камнем "Партнерства для модернизации"". По сути, это означало предупреждение со стороны ЕС: при отсутствии в России независимого суда стратегическое партнерство с ней невозможно.

Между тем одного словесного осуждения России евродепутатам показалось мало. Группа парламентариев во главе с представителем Партии либерал-демократов Кристиной Оюланд призвали коллег рассмотреть возможность введения визовых и экономических санкций против российских чиновников, причастных к вынесению несправедливого и политически мотивированного, по их мнению, приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. 

"Госпожа Оюланд предлагает ввести санкции против ряда российских чиновников и политиков, причастных к гонению на руководителей ЮКОСа, как это недавно было одобрено Европарламентом по делу Сергея Магнитского,— пояснил "Ъ" пресс-секретарь депутата Джоэл Хирв.— Приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева сопровождался значительными нарушениями законодательства и прав человека. Санкции — это единственная возможность заставить российские власти соблюдать верховенство закона. Представители Европарламента и других европейских учреждений долго пытались убедить своих российских коллег на словах, но эти дискуссии оказались путем в никуда".

Издание напоминает, что именно Кристина Оюланд была одним из наиболее активных сторонников принятия Европарламентом поправки о введении визовых и экономических санкций против российских чиновников, связанных с делом аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. 

"Я требую наказать российских чиновников не потому, что не люблю Россию — у меня у самой русские корни,— а лишь потому, что считаю: граждане России заслуживают лучшего. Они, так же как и европейцы, должны иметь право жить в стране, где уважаются права человека и закон равен для всех",— пояснила тогда Оюланд "Коммерсанту".

Ее призыв о введении санкций по делу Ходорковского в понедельник активно поддержали представители других европейских партий.

Поделиться
Комментарии