Перед началом переговоров в местном пятизвездочном отеле президент Тайваня Ма Инцзю и председатель КНР Си Цзиньпин пожали друг другу руки, что наблюдатели сочли символичным.

Китай рассматривает Тайвань как свою мятежную провинцию, обязанную однажды вернуться в лоно единой державы, предлагая "гонконгский" принцип "одна страна — две системы", но полностью не исключая и силового варианта. В Пекине говорят, что готовы ждать неопределенно долго, но объявили формальное провозглашение независимости Тайваня "красной чертой".

Партия Гоминьдан, к которой принадлежит Ма Инцзю, теоретически продолжает считать захват власти коммунистами в 1949 году нелегитимным, а правительство Тайваня — законной властью всего Китая.

Тайваньцы давно видят себя фактически независимыми и в большинстве дорожат демократией и свободой личности. Спор ведется о степени сближения с материковым Китаем и о том, нужен ли острову официальный суверенный статус, или целесообразнее не обострять ситуацию и сохранять нынешнее во многом уникальное положение.

"Обе стороны должны уважать ценности и образ жизни друг друга", — цитирует слова Ма Инцзю агентство Ассошиэйтед пресс.

"Мы одна семья", — ответил Си Цзиньпин.

Обозначив таким образом свои позиции, партнеры перешли к комплиментам.

"Несмотря на то, что это первая встреча, мы чувствуем себя старыми друзьями. За нами 60-летняя история взаимоотношений, и сегодня мы видим плоды сотрудничества, а не соперничества", — сказал лидер Тайваня.

"Сегодняшняя встреча открывает новую главу, история запомнит этот день", — провозгласил Си Цзиньпин.

О чем говорили

Первый двусторонний саммит состоялся на нейтральной территории, "на полях" государственного визита Си Цзиньпина в Сингапур. Аналитики видят в этом определенную уступку со стороны властей материкового Китая. Ранее они хотели, чтобы тайваньский лидер явился в Пекин, что по канонам китайской культуры выглядело бы как демонстрация подчиненного положения.

Главным итогом встречи стал сам факт ее проведения. Поскольку она носила неофициальный характер, никаких документов и соглашений подписывать не планировалось. Не было также совместного коммюнике.

По завершении саммита, длившегося около часа, Ма Инцзю рассказал журналистам, что разговор был "позитивный и дружеский", и что он предложил принять меры по снижению напряженности в Тайваньском проливе, открыть телефонную "горячую линию" между Тайбэем и Пекином и интенсифицировать контакты.

По его словам, главной целью встречи являлось укрепление "консенсуса 1992 года", когда стороны вышли из полной взаимной изоляции на основе признания "принципа одного Китая" и того, что понимают его по-разному.

Си Цзиньпин вообще не комментировал содержательную часть беседы, а ограничился замечанием, что она служит "великому обновлению китайской нации", таким образом вновь сделав акцент на единстве.

Еще до поездки в Сингапур Ма Инцзю сообщил, что самый острый на сегодня вопрос двусторонних отношений, а именно статус островов Спратли в Южно-Китайском море, на которые претендуют и Пекин, и Тайбэй, обсуждаться не будет.

Англоязычный официоз КПК "Чайна дейли" в передовой статье назвал встречу "триумфом мира и здравого смысла".

Почему сейчас?

В 1949 году гоминьдановский президент Китая Чан Кайши и его сторонники бежали на Тайвань после поражения в гражданской войне с коммунистами. До 1971 года место Китая в ООН занимали представители не Пекина, а Тайбэя. В 2005 году, также в Сингапуре, прошли первые прямые двусторонние переговоры.

Ма Инцзю, избранный президентом в 2008 году, сделал улучшение отношений с материковым Китаем центральной идеей своего правления, отмечает редактор отдела Азии Всемирной службы Би-би-си Майкл Бристоу.

При нем появились прямое авиасообщение и массовый туризм, было заключено торговое соглашение, тайваньский бизнес инвестировал на материке миллиарды долларов.

Однако немало тайваньцев полагают, что Ма Инцзю зашел в этой политике слишком далеко. Они опасаются экономического, а затем и политического влияния огромного соседа, в котором видят угрозу демократии.

Студенты регулярно пытаются штурмовать здание парламента в Тайбэе, протестуя против очередных шагов по сближению с Пекином. Последняя подобная акция имела место накануне сингапурской встречи.

В прошлом году Гоминьдан потерпел серьезную неудачу на местных выборах.

В январе будущего года на Тайване должны состояться президентские выборы. Аналитики практически единодушно предсказывают победу Демократической прогрессивной партии, считающей концепцию одного Китая анахронизмом.

Вероятно, Си Цзиньпин решил морально поддержать Ма Инцзю накануне решающего голосования, хотя это может оказать и обратное действие на тайваньских избирателей, указывает Майкл Бристоу.

Поделиться
Комментарии