Би-би-си: Вы только что вернулись с востока. Что вас заботит больше всего сейчас?

И. Ш.: Мы уже зафиксировали гибель трех тысяч человек, учитывая в том числе участвующих в боях и пассажиров разбившегося малайзийского "Боинга". Но мы предполагаем, что истинное количество погибших может быть в 2-3 раза больше. То же самое относится к тем, кто был вынужден уехать. По официальным данным, количество беженцев составляет примерно 230 тысяч человек. Но эта цифра из-за отсутствия необходимой регистрации может быть в три раза выше.

Судя по нынешней ситуации, количество беженцев может вырасти еще. И это повод для беспокойства, особенно учитывая скорое приближение зимы. Примерно 90% беженцев находятся в специальных центрах, где отсутствует обогрев, и это особый повод для беспокойства в преддверии зимы.

Би-би-си: Что вы можете рассказать об обстоятельствах смерти российского фотографа Андрея Стенина?

И. Ш.: Мы проверили различные версии. К нам поступали сведения и о похищении, и о том, что он погиб при обстреле. Мы по-прежнему проверяем информацию. Мы можем подтвердить, что какое-то время не было известно его местоположение, было известно, что он исчез по дороге в Донецк.

Би-би-си: Где его видели в последний раз?

И. Ш.: В Шахтерске. Неподалеку от Донецка.

Би-би-си: Его остановили правительственные силы или сепаратисты?

И. Ш.: Мы не знаем подробностей. Идет проверка.

Би-би-си: Кто виноват в обстреле мест проживания мирных жителей? Некоторые винят правительство в обстреле населенных пунктов. Некоторые обвиняют в обстреле сепаратистов или обвиняют их в расположении своих боевых позиций внутри густо населенных районов.

И. Ш.: На мой взгляд, оба обвинения можно назвать частично верными. Несомненно антиправительственные силы использовали густонаселенные районы для ведения боевых действий. Также нам известно, что в некоторых случаях они не позволяли мирным жителям покидать места их проживания, используя их в качестве живого щита. С другой стороны, учитывая используемые вооружения и причины гибели людей, можно сделать предположение, что правительственные силы также участвовали в нанесении ударов без выбора определенных целей.

Би-би-си: Что, по вашему, случилось в Иловайске, где, по информации украинских военных, сепаратисты открыли по ним стрельбу после предоставления "зеленого коридора"?

И. Ш.: Этот вопрос первостепенной важности. Мы изучаем это дело. Но пока что нам неизвестно даже точно число погибших в Иловайске. Необходимо самое тщательное расследование.

Би-би-си: Говорят о десятках погибших.

И. Ш.: Погибших много.

Би-би-си: Сейчас звучат различные мнения о дипломатическом разрешении конфликта. Возможен ли компромисс?

И. Ш.: Это можно сравнить с управлением автомобилем вслепую. Некоторые участники ни разу не озвучили, чего они хотят в итоге добиться. В последнее время они говорили о готовности остаться в составе Украины при условии гарантий соблюдения их интересов. И это могло бы стать основой для начала переговоров.

Би-би-си: Но в ситуации участвуют не только сепаратисты?

И. Ш.: Этот аспект заметно усложняет работу контактной группы.

Би-би-си: Россия, может быть, и не признает отправку своих войск, но сами сепаратисты заявляли, что тысячи из них прошли подготовку на территории России.

И. Ш.: Для нас было важно, что так называемый премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко сам это сказал. Мы как организация по защите прав человека не можем опираться на данные Евросоюза или НАТО, но другое дело, если это говорит сам Захарченко. Я разговаривал с ним, и он пообещал мне еженедельно предоставлять списки находящихся в плену, что нам разрешат оказывать гуманитарную помощь, посещать пленных, что поможет предотвратить пытки.

Би-би-си: Вы считаете, последнее слово остается за ним, или есть кто-то выше него?

И. Ш.: Думаю, его заместитель играет важную роль (Владимир Антюфеев — ред.).

Поделиться
Комментарии