"Бывший владелец нефтяного колосса ЮКОС, которого надуманно обвиняют в том, что в период с 1998 по 2003 год он тайно и наперекор всем "украл" 20% от всего российского производства нефти, виновен. Виновен не по своей воле", — пишет издание.

"Касьянов, Христенко и Греф — все трое выступали в суде, заявив, что кража такого огромного масштаба — чистый вымысел и что в любом случае ее нельзя было бы скрыть. И каждый задается вопросом: почему нельзя было, после того как компания была развалена и весело поделена между друзьями Кремля, олигарха, обобранного, обворованного, несправедливо осужденного на семь лет тюрьмы в Сибири, не освободить или не отправить в изгнание. Такое решение могло бы успокоить и иностранных инвесторов… Но все дело в том, что истинная вина Михаила Ходорковского намного тяжелее: он оказался прав, в отличие от Владимира Путина", — пишет Андре Глюксман.

"Причисляемая к числу развивающихся экономик, Россия выглядит довольно непривлекательно. В последние три года иностранных инвестиций стало в пять раз меньше, чем получает Бразилия. Кроме того, по данным Transparency International, Россия опустилась на 154-е место в ряду "менее коррумпированных стран" и оказалась рядом с Таджикистаном и Папуа — Новой Гвинеей. Попробуйте доверить ей свои деньги! На фоне многочисленных фактов вымогательства и загадочных убийств деловая атмосфера продолжает выглядеть удручающе: за такой беспредельной коррупцией скрывается "угроза страшнее ядерной", утверждает Ходорковский, еще 10 лет назад предложивший проект России, предусматривавший одновременную модернизацию и демократизацию, а также освобождение от политико-экономических мафий. И он платит за свое слишком явное негодование в отношении местных способов управления и занятия бизнесом", — отмечает автор статьи.

Еще недавно планы Михаила Ходорковского могли показаться преждевременными, если не утопическими. Но сегодня ветер поменялся, и становится очевидным, что главная опасность — это Путин с удручающими итогами его деятельности. Речь, прежде всего, идет об экономическом фиаско: огромные доходы от продажи нефти и газа не были направлены на развитие промышленности и сельского хозяйства. Мировой кризис нанес сильнейший удар по обществу, переживающему упадок. Президент Медведев публично сетует, что он возглавляет гигантский, пораженный параличом "нефтяной эмират". Чья же это вина? Во вторую очередь, это стратегическое фиаско: жестокая война, начатая в 2000 году Путиным на Северном Кавказе, не завершена, нестабильность достигла соседних с Чечней республик. Наконец, непредвиденные дипломатические неудачи: Грузия, Белоруссия. Нефтяным царям остается лишь вредить и постоянно шантажировать отключением энергии, пишет автор статьи.

"Катастрофический демографический спад, повсеместный алкоголизм, туберкулез и СПИД, безработица и проституция, наркотики и всеобщее недовольство, которое ощущается за пределами столиц. Пожары лета 2010 года стали свидетельством хаоса в стране. Несмотря на громогласные заявления, которые делают коррумпированные личности и без устали повторяют наивные люди, Путин не восстановил престиж России, он, по сути, восстановил застой и "юридический нигилизм". … Россия погрязла в коррупции, но остается страной, культура которой, несмотря на царизм, освещала всю Европу вплоть до 1914 года. "Другая" Россия, Достоевского и Чехова, Сахарова и Солженицына, Анны и Наташи (Политковской и Эстемировой. — Прим. ред.), не умерла; неукротимое сопротивление Ходорковского является тому доказательством. Он мог бы бежать, но решил остаться и противостоять этой "коррумпированной вертикали", — пишет Андре Глюксман.

Поделиться
Комментарии