Авторы доклада проанализировали "десять типов доказательств", в том числе опросили несколько десятков свидетелей и провели полевые исследования на территории Луганской области.

Украина, западные государства и НАТО обвиняют Россию в поставках вооруженным группировкам самопровозглашенных "народных республик" оружия и живой силы. Официальный Киев заявлял, что в ходе масштабных боевых действий 2014 года обстрелы украинской территории велись, в том числе, и с территории России.

Россия отвергает эти обвинения, не отрицая, однако, что на стороне "народных республик" в боевых действиях участвуют российские добровольцы, включая бывших военнослужащих или военных, которые находятся в отпуске.

Как заявили в IPHR — международной правозащитной организации со штаб-квартирой в Брюсселе, — публикацией своего отчета они хотели, в частности, доказать, что конфликт в Донбассе носит международный характер. Это, по их словам, поможет пострадавшим от конфликта защищать свои права в международных судах.

Доклад, озаглавленный "Откуда открыли огонь? Расследование трансграничных атак на востоке Украины", официальная презентация которого состоится в Киеве на этой неделе, — не первый результат работы организации в Донбассе. Еще в прошлом году она подала в Международный уголовный суд в Гааге три сотни дел о задокументированных военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые касаются как украинских военных, так и боевиков самопровозглашенных республик.

Отчет о трансграничных обстрелах будет среди материалов, которые IPHR планирует подать в Международный уголовный суд этой осенью.

Скрупулезная работа

Корреспондент Украинской службы Би-би-си Святослав Хоменко расспросил координатора полевых миссий IPHR Светлану Валько о том, как готовился отчет, чем он принципиально отличается от других подобных исследований и какие может иметь последствия.

"В этом отчете говорится, что есть пять сел и поселков Луганской области, расположенных вблизи границы с Россией, — Колесниковка, Камышное, Меловое, Дмитровка, Победа, — которые летом и в начале осени 2014 года обстреливались с территории Российской Федерации из ствольной и реактивной артиллерии", — рассказала Валько.

"Кроме того, мы говорим о нелегальных пересечениях границы России с Украиной российскими военными, а также военными вертолетами и разведывательными дронами", — добавила она. По ее словам, эти пересечения границ не могли быть организованы без помощи военных подразделений Российской Федерации.

"Наши выводы подтверждают безусловный факт того, что этот вооруженный конфликт носит международный характер", — отметила Валько.

IPHR опросила 45 свидетелей с этой территории — гражданских лиц и пограничников. Полевая команда осматривала воронки от снарядов на территории населенных пунктов.

"Осматривая их, можно определить направление стрельбы по форме кратера, видимому углу вхождения снаряда или хвостовиками снарядов. Дальность стрельбы определить сложнее, но это возможно, учитывая тип оружия, который применялся. А учитывая то, что эти события происходили в непосредственной близости от границы, и при этом использовалась тяжелая артиллерия, то можно определить, что стреляли именно с территории России", — пояснила координатор.

По ее словам, на спутниковых картах очень четко видны кратеры воронок, а на территории РФ — следы передвижения тяжелой артиллерии и лагеря, где она была расположена.

Помогают соцсети

Организация также рассматривала фото солдат российских вооруженных сил, которые они размещали в соцсетях с геотегом Тарасовского района Ростовской области, а также фото, на которых можно видеть колонны техники, направление, в котором развернуты стволы, и так далее.

"Речь идет как минимум о 33 солдатах из разных воинских частей. Кроме того, мы анализировали видеозаписи и фото, которые жители этого района делали со своих крыш и балконов, и вообще посты в соцсетях за то время. Даже просто отчаянный нецензурный пост о том, что, например, "стреляют уже двое суток", мог служить для нас доказательством", — рассказывает Валько.

Координатор подчеркнула, что для анализа всех доказательств использовалось международное гуманитарное и уголовное право.

Bellingcat одобряет

Исследовательская группа Bellingcat назвала отчет IPHR замечательным и выразила надежду, что проведенный в прошлом году тренинг для ее исследователей помог в работе над этим отчетом.

"Их исследования отличаются от нашего двумя основными вещами. Во-первых, Bellingcat исследовали другие места вдоль границы. Во-вторых, они никогда не работают со свидетелями, а используют "чужие" материалы — например, видео или спутниковые карты", — пояснила Валько.

координатор сказала, что организация готовит отчет в первую очередь для правозащитников и журналистов: "Прежде всего, мы хотели, чтобы дискуссия вокруг военных преступлений в Донбассе использовала понятие именно международного вооруженного конфликта".

Поделиться
Комментарии