По словам министра, заявление премьера России Владимира Путина о том, что "традиционные скептики в лице прибалтийских государств и Польши" изменяют свою позицию в вопросе безвизовых поездок, можно причислить к предвыборным.

Глава МИДа Литвы ответил на вопросы проекта русской редакции DELFI "Блиц-Акцент" о предстоящем председательстве Литвы в ЕС и актуальных темах международной политики.

"Главная задача председательства — не свои приоритеты, а быть честным брокером, уметь найти компромисс между странами-членами. Свои интересы — на последнем месте, либо же нужно иметь определенные "красные линии" и их придерживаться", — так определил А.Ажубалис задачу Литвы во время предстоящего в 2013 году председательства в ЕС.

- Будь Литва сейчас председателем Совета ЕС, одной из главных ее забот и вызовом стала бы Беларусь. Литву традиционно считают экспертом по белорусской тематике в ЕС, что Литва предложит европейским партнерам ситуации, которую успели окрестить дипломатической войной между Брюсселем и Минском?

- Ситуация в Беларуси и в этом регионе неустойчивая, она меняется. Прогнозировать, что бы Литва делала в 2013 году, я бы не решился. А сейчас мы продолжаем то, о чем говорили ранее: жесткие санкции для сподвижников этого режима и, с другой стороны, максимальная открытость людям Беларуси, белорусской общественности, чтобы Европейский Союз открывался в прямом смысле. Поэтому сегодня была нота, которую мы отправили белорусской стороне. Мы уведомляем, что Литва готова начать осуществлять механизм приграничного движения между Беларусью и Литвой.

Сейчас уже мяч окончательно на стороне Беларуси. Ждем, когда они ответят на эту ноту, потому что по соглашению, которое мы подписали, через 30 дней после обмена нотами, режим автоматически начинает действовать.

Допустим, завтра они отвечают своей нотой, что они готовы, тогда автоматически через 30 дней режим "включается". Литва со своей стороны готова (пропускные пункты, разрешения, бланки), и мы ждем Беларусь (ответных действий — DELFI).

Также, как вы знаете, не без усилий Литвы ЕС еще в прошлом году предпринял попытки начать диалог с Беларусью об упрощенном визовом режиме. Но самое удивительно и прискорбное то, что белорусская сторона ни на одну попытку Беларуси не ответила. Но мы будем продолжать эти усилия.

И, конечно, помощь всем демократическим движениям в их попытках изменить ход развития Беларуси, т.е. от тоталитарного, авторитарного к демократическому.

- Но каковы перспективы "включения" механизма упрощенного приграничного передвижения, если учитывать возникшее напряжение между Беларусью и ЕС?

- Это зависит от того, насколько белорусские руководители благожелательно смотрят на то, чтобы люди, которые живут в приграничной зоне с Литвой, имели бы меньше помех для общения между собой, имели бы возможность посещать и могилы и церкви, вместе праздновать семенные праздники. Это лакмусовая бумажка отношения к своим жителям.

- На этой неделе в Литву из Минска возвращается посол Эдминас Багдонас. Помимо этого, Литва собирается принимать какие-либо меры в ответ на действия официального Минска?

- Мы играем в одной команде с 26 игроками в Европейском союзе, и мы стараемся все свои действия согласовывать. Было принято общее решение об отзыве всех послов (15 посольств ЕС — DELFI) для консультаций. Завтра наш посол возвращается на консультации в Литву. Ситуация прискорбная потому, что сокращение числа дипломатов ЕС в Минске означает одно — диалог сужается или вообще на грани исчезновения. Это очень плохой сигнал.

Прискорбно, что весь процесс так называемой дипломатической войны начался с предложений Беларуси послам Польши и ЕС выехать из страны на консультации, что означает на дипломатическом языке: вы не желательны.

Конечно, ЕС не оставалось ничего другого, как предпринять ответные меры, подтверждая тем самым, что ЕС солидарен, несмотря на разные трения иногда, разногласия, споры.

- Премьер Росии и кандидат в президенты Владимир Путин заявил, что позиция стран-скептиков по вопросу безвизового решение смягчилась, что принципиальных возражений нет. Как вы оцениваете это заявление?

- Мне это заявление непонятно. Я его приписал бы к числу предвыборных, потому что Литва никогда не была ни скептиком, ни энтузиастом. Литва всегда была за мобильность между жителями разных стран, но за мобильность, которая обусловливается четкими критериями и техническими заданиями, которые выполняет то или иное государство, желающее иметь безвизовый режим с ЕС. Это и биометрические паспорта, и вопросы нелегальной миграции, сотрудничества в правовой сфере и т.д. В визовом вопросе ЕС согласился сделать с Россией программу общих шагов, что означает одно — выполнение этих и других условий. Когда Россия их выполнит, тогда мы можем спокойно говорить о безвизовом режиме. Пока этого нет, никакого политического решения вперед технических вопросов не может быть.

Шенгенская зона — это наша спальня. Те, кто к нам хочет приехать, должны выполнять определенные технические условия. Мы знаем, какой поток оружия, наркотиков на Россию идет с Юга и Востока. Так что все это — вопросы безопасности, поэтому выполнение технических условий в интересах и России, и ЕС. Никакого преднамеренного "люблю — не люблю" нет, это было бы глупо.

- Ожидает ли Литва изменения российского политического курса в отношении стран Балтии и ЕС после выборов президента? Со стороны Российских властей уже сейчас слышна в принципе агрессивная внешнеполитическая риторика.

- Посмотрите на календарь посещений Москвы нашими руководителями за прошедшие 22 года, сколько наших высших руководителей ее посещали? Очень много. Со стороны Москвы никто рангом выше вице-премьера в Литву не приезжал. И только на международные форумы. Это означает, что высшее руководство России все время замораживало контакты на высшем уровне. Это прискорбно, но вместе с тем указывает на взгляд России на отношения с соседом. Так что мы не в силах изменить отношения к Литве высшего российского руководства, но мы прилагаем к этому все усилия.

На среднем или уровне чуть выше среднего у нас очень хорошие контакты. Доказательство тому наша последняя межправительственная комиссия, которая прошлым летом подписала ряд договоров, в том числе и соглашение о модернизации наших отношений. Так что в практическом смысле — торговля, экспорт — все хорошо, но внутреннее отношение, взгляд на прошлое и историю, наверное, мешает некоторым российским лидерам начать действовать так, как требуется в 21 веке, в глобальном мире.

Литва — один из самых крупных инвесторов в Калининградской области, мы общаемся и встречаемся, но я еще раз говорю: эмоциональной связи сверху, из Кремля, скажем так, не подается. Ветер пока довольно-таки северный.

С другой стороны, я бы хотел, чтобы каждая страна смотрела на свою историю открытыми глазами. Литве тоже было нелегко честно посмотреть на страшные страницы Холокоста. Этого честного взгляда я желаю и России.

Поделиться
Комментарии