Эти слова были произнесены спустя несколько дней после заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка, который сказал, что членство в Североатлантическом альянсе — единственная возможность для Киева почувствовать себя в безопасности.

"В краткосрочной перспективе НАТО не готово принять Украину, но, как говорится в Библии, если стучать в двери — то они откроются. И мы решили стучать", — сказал премьер.

Однако, по словам генсека Альянса, архитектуру безопасности в мире в Брюсселе видят иначе — там пока готовы лишь всячески помогать в строительстве вооруженных сил, чтобы те были способны самостоятельно справляться со всеми вызовами и угрозами.

"Мы должны развивать возможности нашей помощи партнерам в строительстве их собственных вооруженных сил. Если мы подготовим их силы с тем, чтобы они обеспечивали безопасность на своей территории, то нам незачем будет создавать свои собственные войска в больших количествах. Мы должны делать еще больше для того, чтобы помочь партнерам самим защищать себя, находить для этого новые возможности, предотвращать кризисы до того, как они возникают", — сказал Расмуссен.

Украина в течение нескольких лет готовила масштабную военную реформу, однако ее проведению помешало обострение на востоке страны.

Как отмечают военные эксперты, к конфликту армия оказалась не готова, и вооруженные силы пришлось восстанавливать в срочном порядке.

В настоящее время, по их словам, разрабатывается новая военная доктрина, в которой главной потенциальной угрозой может быть объявлена Россия.

Вызовы и угрозы

В Киеве, а теперь уже в руководстве НАТО, боевые действия в Донецкой и Луганской областях называют конфликтом Украины с Россией. В своей речи Расмуссен говорил об "агрессии России против Украины". Генсек также назвал действия России одним из главных вызовов НАТО.

По словам главы правления украинского Центра прикладных политических исследований Владимира Фесенко, в ходе дальнейшей военной реформы, скорее всего, будет разработана новая украинская доктрина, в которой, вероятно, главной опасностью может быть названа агрессия со стороны России.

Об этом же Би-би-си рассказал и другой эксперт — Владимир Гулыма из Центра исследования проблем регионального и международного сотрудничества.

"К сожалению, Украина столкнулась с неприкрытой угрозой со стороны России. Может быть это и витало в воздухе, но об этом открыто не говорили. Но, к сожалению, сейчас такая ситуация скорее всего найдет отображение [в новой доктрине]", — сказал он.

Но сможет ли альянс помочь Украине создать вооруженные силы, соответствующие такой доктрине?

Неудачи на фронте

В настоящее время украинская армия явно не может справиться с сепаратистами, на стороне которых воюют, по словам украинских властей, целые воинские части из России. В Москве это отрицают.

Многие участники этих событий из украинских силовых ведомств настаивают на том, что в боях на стороне сепаратистов участвует российская армия, и именно с этим фактом они связывают успехи сепаратистов, получивших, по словам украинских военных, также помощь в виде тяжелого вооружения из России.

Однако также критикуется и командование боевой операцией на востоке.

Как рассказал Би-би-си российский военный журналист Аркадий Бабченко, который работал в зоне конфликта в Донбассе, а в 1990-х, будучи военнослужащим, участвовал в обеих чеченских войнах, командование украинской армией часто повторяет ошибки, которые делали в России во время силовых операций на Северном Кавказе.

Так попытка взять штурмом Иловайск напомнила ему штурм Грозного 31 декабря 1994 года, который проводился при недостаточной подготовке и силами, которых явно для этого не хватало. "Такие операции по установлению контроля над городами силами одного неполного полка не проводятся, они не приводят ни к чему, кроме потерь", — сказал он про попытку взятия Иловайска.

Недовольство командованием

Новые украинские власти часто подвергаются критике в прессе за неумение организовать эффективную работу силовых ведомств.

"Нужны лихорадочные, немедленные действия по реформе армии, по повышению боеспособности действующих воинских частей. По реформе государства, по реформе экономики", — пишет на своей странице в "Фейсбуке" известный украинский журналист Юрий Бутусов, который активно участвовал в освещении событий в Иловайске.

Семен Семенченко также потребовал расследования событий в Иловайске и раскритиковал ту ситуацию, которая сложилась в силовых ведомствах Украины.

Семенченко заявил, что не исключает, что причиной неудач украинской армии в этом районе могло стать и предательство. Правда, говоря об этом, он не уточнил, кого именно он имеет в виду, сказав лишь, что необходимо расследование.

О существовании таких настроений в украинском обществе в интервью Би-би-си рассказал и политолог, глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.

"В Украине все это относят на счет ошибок, но есть много подозрений и в предательстве отдельных руководителей генерального штаба и военных начальников", — сказал эксперт.

Правда, он также отметил, что нельзя забывать о том, что военные неудачи перед внеочередными парламентскими выборами стали серьезным политическим вопросом и аргументом в борьбе за власть.

"Требования изменения военного руководства звучат на различных уровнях, критики много в Верховной Раде", — рассказал эксперт.

Он считает, что в самое ближайшее время в Украине будут проведены большие кадровые перестановки среди высшего военного руководства.

Техника

Военный эксперт в области бронетехники Андрей Тарасенко в интервью Би-би-си сказал, что в результате боевых действий армия понесла тяжелейшие потери в технике, во много и из-за того, что ее хранению и поддержанию боеспособности в постсоветское время уделялось слишком мало внимания.

Однако, по его словам, в случае, если поддержка со стороны НАТО будет означать поставку военной техники, то это, по словам эксперта, как ни парадоксально, только усложнит положение армии.

"Если поставлять вооружения, то это как утопающему вместо круга кинуть гирю чугунную. Такое вооружение только утопит экономику. Обучение персонала, подготовка, обслуживание — это все неподъемно для Украины", — сказал он.

По словам Андрея Тарасенко, самым лучшим было бы получить от НАТО отдельные комплектующие, такие как тепловизоры для танков, либо определенные виды вооружений, например — противотанковые комплексы и беспилотные летательные аппараты.

Что касается бронетехники, то Украина, по словам эксперта, способна сама обеспечить себя и танками и бронетранспортерами, которые в большом количестве находятся на различных армейских базах хранения. В подавляющем большинстве случаев такая техника нуждается в капитальном ремонте, но для этого в стране имеются мощности, сказал Тарасенко.

Во-первых, в Харькове расположен один из трех крупнейших советских центров танкостроения — Завод имени Малышева. Два других расположены в Омске и Нижнем Тагиле.

Но, помимо этого, по словам Тарасенко, "на Украине большое количество ремонтных заводов, которые, если бы были деньги и их обеспечили заказами, то они смогли бы в короткие сроки обеспечить армию танками".

Контрактники, призывники, партизаны

Год назад Украина планировала окончательно отказаться от призыва, создать небольшую, мобильную профессиональную армию.

Однако при этом в течение переходного периода, который некоторые эксперты определяли в пять лет, страна оказывалась с армией, которая в силу глубокой структурной реформы не обладала бы высокой боеспособностью.

Теперь вопрос о способе комплектования будущих вооруженных сил, как отмечают эксперты, повис в воздухе. По словам Фесенко, на официальном уровне такая дискуссия не ведется, но неофициально об этом говорят много в руководстве страны.

Украина пока не отказалась официально от идеи строительства профессиональной армии. Однако, по словам Владимира Гулымы, "теперешняя ситуация показывает, что маленькая, но боеспособная армия не может в полной мере обеспечить боеспособность страны".

Кроме того, гораздо более насущной проблемой в настоящее время является проведение мобилизации, и поэтому многие выступают за сохранение призыва, хотя бы частично.

Наконец, немало сторонников и у создания в стране на постоянной основе вооруженного ополчения, тем более что в вооруженном конфликте батальоны добровольцев уже участвуют наравне с армией.

Правда, говоря о будущем вооруженных сил, эксперты отмечают, что наличие этих формирований создает определенные проблемы.

"Они полуавтономны, они весьма анархичны, они являются носителями того, что во времена Гражданской войны называлось партизанщиной", — сказал Фесенко. По его словам, интеграция этих частей в структуру армии — непростая задача.

Однако у идеи вооруженного ополчения есть немало сторонников, в том числе и во власти.

Более того, в конце августа спикер информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко в эфире украинского телеканала ICTV объявил, что генштаб создает на территории страны настоящие партизанские отряды.

Он сказал, что уже определены командиры таких отрядов, которые знают людей, которые будут у них в подчинении.

Нужен ли Украине Североатлантический альянс?

Хотя премьер-министр Яценюк и провозгласил членство в НАТО единственной возможностью гарантировать безопасность страны, на Украине далеко не все разделяют такую точку зрения.

Страна пока еще формально сохраняет свой внеблоковый статус, но украинские военные участвуют в различных учениях со странами альянса. Последние из них — "Быстрый трезубец 2014" — начались 15 сентября.

Украинский руководитель учений, полковник Александр Сивак, выступая на торжественной церемонии открытия, открыто заявил, что Украина ждет военной помощи для борьбы с Россией.

Центр исследования проблем регионального и международного сотрудничества

"Наше государство сегодня противостоит агрессору, который имеет одну из самых мощных армий мира и вооруженный ядерным оружием. Для того, чтобы выстоять на передовой линии обороны демократических ценностей, нам важно чувствовать всестороннюю поддержку международных партнеров", — сказал он.

Однако украинские эксперты, к которым обратилась Русская служба Би-би-си, довольно сдержанно относятся к идее сотрудничества с НАТО.

"Построение системы безопасности больше будет зависеть от политической воли украинского руководства, чем от внешних партнеров. Мы видим, что у каждого есть свои интересы, свои партнеры и никто не хочет поступаться ради третьей страны. Эти разговоры, по моему мнению, ведутся скорее для достижения пропагандистских целей", — сказал Владимир Гулыма.

"Где НАТО может помочь, это в деле модернизации украинской армии… Перевооружение украинской армии становится насущной проблемой, и это, наверное, будет осуществляться не сразу и с помощью отдельных членов НАТО. Скорее всего — на двусторонней основе", — считает Владимир Фесенко.

Андрей Тарасенко считает, что даже и такое сотрудничество не будет крупномасштабным, поскольку, во-первых, переобучение специалистов на работу техники других стандартов и создание новой инфраструктуры будет довольно затратным, во-вторых, по его мнению, НАТО не захочет открыто вооружать Украину для борьбы с Россией.

"Сомневаюсь, что Украине стоит рассчитывать на кого-то кроме себя", — заключает он.

Поделиться
Комментарии