"Я, наверное, плохой христианин. Когда бьют по одной щеке, надо подставить другую. Но я пока к этому морально не готов. Если нас шлепнули, надо ответить, а то нас так и будут шлепать", — сказал российский президент.

Эти слова как нельзя лучше описывают отношение Москвы к любому давлению извне. Но на сегодняшний день один из наиболее эффектных козырей в своей "антисанкционной" колоде — продовольственное эмбарго — Кремль уже отыграл. Чем еще он может удивить Запад?

Русская служба Би-би-си попыталась оценить наиболее вероятные направления, по которым Москва может принять ответные санкции.

Закрыть воздушное пространство для европейских и американских авиакомпаний

BRITAIN-AEROSPACE-SHOW-AIRBUS

Из всех вариантов ответных санкций — этот самый вероятный. О том, что подобные меры разрабатываются, заявил 7 августа на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Он добавил, что причиной стали не санкции против России вообще, а ограничительные меры против первого российского лоукостера — компании "Добролет" (под лоукостером подразумевают авиакомпанию, билеты на рейсы которой дешевле, чем в среднем по рынку, за счет пониженной комфортабельности перевозки).

Из-за того что европейские партнеры компании отказались предоставлять ей самолеты, осуществлять их техническое обслуживание и предоставлять "Добролету" аэронавигационную информацию, 4 августа лоукостер объявил о приостановке работы.

Может ли Россия, не нарушая международного права, взять и запретить пролеты над своей территорией? Как раз Россия и может, говорят авиационные эксперты, в то время как Европа — нет.

"Все европейские страны подписали приложение о транзите к Чикагской конвенции, по которой они берут на себя обязательство предоставлять свое воздушное пространство для коммерческих рейсов гражданской авиации. Поэтому это их международное обязательство. Россия такого соглашения не подписывала. С точки зрения международного воздушного права, она вольна закрыть воздушное пространство, а Европа нет", — поясняет генеральный директор Инфомост-Консалтинг Борис Рыбак.

Если Москва действительно пойдет на такие меры, то это довольно серьезно отразится на финансовых показателях европейских и американских авиакомпаний. Впрочем, и Россия (точнее "Аэрофлот") недополучит значительные деньги за пользование своим воздушным пространством для транзитных перелетов — более 500 млн евро.

Закрыть американские станции GPS на территории России

Opening of 9th Krasnoyarsk Economic Forum

GPS — американская система спутниковой навигации, используемая во всем мире. Она работает благодаря спутникам на орбите Земли (в количестве 32) и наземным станциям, которые нужны для того, чтобы корректировать точность сигнала.

На территории России тоже есть такие станции, в общей сложности 11. Впервые об их закрытии российские власти задумались еще в конце прошлого года — из-за того что американцы не захотели размещать у себя станции российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. ЦРУ посчитало, что Москва сможет использовать их в разведывательных целях.

Весной этого года российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве космическую отрасль, пообещал закрыть американские станции в России. Если до конца лета договориться с американцами о базировании станций ГЛОНАСС не удастся, то уже 1 сентября работа их станций на российской территории будет окончательно остановлена.

К чему это приведет? Судя по всему, ни к чему. Эти 11 станций на территории России не имеют критического значения для GPS; если сигнал и ухудшится, то исключительно в России, да и то незначительно. Острее всего последствия почувствуют российские ученые, которым для наблюдений нужна высокая точность измерений.

Зато будет повод всем переходить на ГЛОНАСС.

Отказаться от сотрудничества с американцами на МКС

JAPAN-WEATHER-TYPHOON-NEOGURI

"Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута", — пошутил в своем "Твиттере" вице-премьер Дмитрий Рогозин в конце апреля.

Вряд ли эта шутка показалась смешной американцам, учитывая то, что у них сейчас нет собственных пилотируемых космических кораблей, и своих астронавтов они доставляют на борт Международной комической станции на российских "Союзах". Такая ситуация продлится еще пару лет.

Теоретически Москва могла бы воспользоваться этим, если бы сама не зависела от американцев в эксплуатации Международной космической станции.

"МКС сложно делить, потому что это очень интегрированная структура. Там и США без России, и России без США будет тяжело. Сейчас там такой симбиоз, что тяжело для любой стороны хлопнуть дверью и уйти", — говорит военный эксперт Вадим Лукашевич.

Уже не шутя, Рогозин в мае заявил, что российские власти пересмотрят перспективы сотрудничества с американской стороной на МКС после 2020 года. Ранее предполагалось, что 2020 год станет последним годом работы станции, но в январе Москва и Вашингтон договорились о продлении срока до 2024 года.

При этом замглавы правительства подчеркнул, что российский сегмент МКС "может существовать самостоятельно от американского, американский сегмент самостоятельно от российского существовать не может" — утверждение, которое многим экспертам кажется спорным и заслуживает отдельной статьи.

Перестать продавать США ракетные двигатели

Deputy Prime Minister Dmitry Rogozin visits "MIC" NPO Engineering"

Для запуска спутников военного назначения США широко используют российские ракетные двигатели НК-33 и РД-180, и заменить их пока нечем.

Эта сфера настолько чувствительна для Вашингтона, что когда весной этого года, сразу после вступления в силу первых санкций против России, американский суд по федеральным искам временно запретил импорт вышеназванных двигателей, Белый дом обратился в суд с просьбой снять запрет.

В июле, когда Вашингтон утвердил секторальные санкции против Москвы, российские оборонные предприятия НПО "Энергомаш" и ОАО "Кузнецов", производящие эти двигатели, в санкционный список опять не попали.

Так что Россия могла бы в этом вопросе насолить американским военным, но, судя по заявлениям официальных лиц, решила не делать этого — не из альтруистических соображений, а руководствуясь чистой прагматикой.

"На сегодняшний момент для российских двигателестроительных организаций реализация проектов продажи двигателей выгодна с точки зрения того, что эти деньги копеечка в копеечку идут на технологическое перевооружение", — объяснил позицию Москвы вице-премьер Дмитрий Рогозин в июле.

Попытаться снизить финансовую зависимость от Запада

Leaders pose for the official photo session for the 6th BRICS summit and the Union of South American Nations (UNASUR) in Brasilia

Российский бизнес активно кредитуется на Западе (внешний корпоративный долг составил 35% к ВВП в этом году), россияне при расчетах банковскими картами пользуются американскими платежными системами, а энергоресурсы, поставляемые страной на экспорт, оплачиваются долларами.

Если в "мирное время" это можно было бы назвать интегрированностью страны в систему международных финансов, то в условиях полномасштабного политического противостояния с Западом это стало уязвимым местом Кремля.

Именно здесь в первую очередь проявился эффект санкций, когда в марте платежные системы Visa и MasterCard отказались обслуживать банки, подпавшие под американские санкции. Не мудрено, что здесь Кремль и развернул наиболее активную деятельность.

С весны в стране идет работа по созданию национальной системы пластиковых карт, которая призвана потеснить Visa и MasterCard. Параллельно ужесточаются условия работы в России собственно этих американских платежных систем.

Что касается внушительного корпоративного долга, то здесь уже сами американские и европейские санкции работают на снижение зависимости, ограничивая доступ российских государственных банков и ряда компаний к иностранным рынкам капитала.

В качестве шага в сторону снижения финансовой зависимости от Запада можно рассматривать и соглашение о создании Банка развития БРИКС, подписанное Владимиром Путиным и другими лидерами стран блока в июле на встрече в бразильской Форталезе.

Правда, вряд ли в ближайшей перспективе России удастся снизить зависимость от доллара в расчетах, признают эксперты.

"Переход на расчеты в национальных валютах имеет смысл, если между странами достаточно высокий товарооборот. Но нужно учитывать, что ни китайский юань, ни российский рубль не являются свободно конвертируемыми валютами, и возникает определенный риск. Он сводится к тому, что если мы будем вести расчеты в юанях, у нас на балансе будут юани, а их можно будет использовать только в товарообороте с Китаем", — поясняет Григорий Бирг из "Инвесткафе".

Расширять торговлю с Китаем и Ираном

BRAZIL-BRICS-PUTIN

В мае "Газпром" и китайская компания CNPC подписали в Шанхае крупный договор на экспорт российского газа в Китай. Общая цена контракта — 400 млрд долларов на 30 лет.

Детали соглашения стороны не могли согласовать на протяжении долгих лет; вероятно, нестабильность на европейском экспортном направлении "Газпрома" ускорила процесс согласования.

А в августе стало известно, что Москва и Иран готовят многомиллиардную сделку, в рамках которой Россия, по данным газеты "Коммерсант", будет закупать иранскую нефть, а в обмен поставлять Тегерану машины, оборудование, металлы и зерно.

Смысл сделки в том, что сейчас Ирану, в отношении которого США ввели нефтяное эмбарго, не хватает рынков сбыта. Москва — как только будет подписан контракт — обязуется покупать нефть у Тегерана в обмен на продовольствие и технику.

В Вашингтоне уже заявили, что введут против России дополнительные санкции, если она осуществит задуманное.

Но если противостояние между Россией и Западом будет углубляться, то Москва неизбежно будет искать возможности экономического сотрудничества на восточном направлении.

Поделиться
Комментарии